Нейропедагогика — как подобрать ключик к успешному обучению каждого ребенка



В недавнее время я познакомилась с замечательной книгой, рассказывающей о такой науке как нейропедагогика. Исследования в этом направлении в нашей стране проводятся относительно недавно и официально подобную науку, насколько я поняла, у нас еще не признали. Хотя в зарубежных источниках термин Educational neuroscience уже основательно закрепился.

Нейропедагогика базируется на классических основах педагогики, психологии, неврологии, кибернетики и отражает личностно-ориентированный подход в образовании. Цель нейропедагогики — на практике оптимально и творчески решать педагогические задачи, используя знания об индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций.

Википедия

В прочитанной мною книге рассказывается о нейропедагогике именно в контексте наших российских условий, что несомненно помогает лучше во всем разобраться и понять на примерах как развивается и работает детский мозг, как различается образ мышления мальчиков и девочек, а также левшей и правшей, что происходит в работе мозга того или иного ребенка во время посещения детского сада и школы, какую методику обучения письму или математике лучше подобрать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное — это осознать, что нет глупых или умных детей, но есть разные подходы в обучении в зависимости от способов восприятия ребенком поступающей информации.


Сначала я просто хотела написать обычную рецензию, навыделяла в книге кучу полезных мыслей, но когда дошла до середины, то поняла, что это неудачная затея, ибо книгу буквально всю можно растаскивать на цитаты, а это получится уже далеко не отзыв. Потому я решила пойти по практическому пути: рассказать, на какие именно действия меня сподвигла эта книга. Провести собственное исследование, которое поможет моему сыну легче обучаться и больше интересоваться знаниями.

Сама книга называется «Девочки и мальчики — два разных мира». Несмотря на то, что в заголовке фигурирует разделение на два пола, книга намного глубже чем банальный обзор отличий. Просто, в первую очередь, рассматривается именно это деление, т.к. давно доказано, что мозг у девочек и мальчиков функционирует по-разному. А уже потом подробно изучаются и левши и правши, и различные варианты развития правополушарных и левополушарных детей, и другие особенности. Лично мне было невероятно полезно узнать, почему мой мальчик говорит позже сверстников, почему он мыслит так, а не иначе. Конечно, никто в мозг вашему ребенку не полезет, дабы узнать это точно. Но долголетние исследования, с помощью которых были установлены базовые принципы поведения ребенка в зависимости от преобладания левого или правого полушария, помогают довольно точно определить тип мышления.

Более того, есть и методики, которые помогают определить по какому принципу развивается мозг конкретного ребенка. Это можно сделать с помощью специальных упражнений, которые я попробовала использовать в нашем с Мишуткой опыте, и которые мне хочется рассмотреть подробнее далее.

Методы определения активного полушария

Руки

Самый простой метод определить наиболее активное полушарие мозга, это, конечно же, узнав какая рука у ребенка является ведущей. И вот несколько простых способов, чтобы узнать это:

  • Раздавать карты (ведущая та рука, что раскладывает карты);
  • Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху);
  • Отвинтить гайку, накрученную на болт;
  • Погладить игрушечную зверюшку, держа в другой руке (ведущая, которая гладит);
  • Вдеть нитку в иголку — для малышей палочку в кольцо (ведущая — вдевает);
  • Отвинтить пробку на пузырьке/пластиковой бутылке;
  • Проделать движение игры «Сорока-сорока» (рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой).

    Проводя эти тесты, необходимо придерживаться определенных правил.
    Желательно как можно меньше показывать самому. Предметы располагаются таким образом, что их одинаково удобно взять и правой, и левой рукой. Малышей тестируют в игровой форме.
    Подростки не должны догадываться об истинной цели эксперимента или, по крайней мере, не должны задумываться о ней. Например, следует говорить «покажи, как ты зажигаешь спичку», но не «какой рукой ты чиркаешь спичкой о коробок?», Последняя формулировка недопустима!
    В каждом тесте одна рука играет более пассивную роль, а другая — активную. Например, при раздаче карт, неведущая рука держит карты, а ведущая — раздает их. При вдевании нитки одна держит неподвижно иголку (или нитку), а другая активно вдевает нитку в иголку (или надевает ушко иголки на неподвижную нитку).
    Если треть и более действий выполняется при более активной роли левой руки, следует считать праворукость низкой. Если из 8 заданий все б или 7 выполнены правой рукой, степень праворукости высокая.

    Уши

    Для определения ведущего уха» ребенка просят послушать, тикают ли часики. Маленькие часы должны лежать или висеть перед ребенком строго по центру. Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. (Например, без часов: «Проверим ваше воображение. Представьте, что на столе лежат крохотные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и представьте, что слышите, как они тикают»).

    Обращаю внимание на выделенное «строго по центру». У меня в разные дни получился разный результат, т.к. я клала телефон со звуком не по центру. Но когда я расположила его именно по центру, то начала вырисовываться одна закономерность.

    Глаза

    Ведущий глаз определяется с помощью простого теста. Ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребенка. Наглядно понять поможет вот эта картинка.

    Как определить какое полушарие более активно у ребенка

    В основном в мире, конечно, смешанные типы, а не строго лево- или правополушарные, но кое-какие выводы я для себя сделала. Определила, что Миша скорее левополушарный тип, но правое полушарие в настоящее время довольно активное, возможно, пока в силу возраста, ведь в детстве всегда правое полушарие активнее. Я поняла, что именно поэтому речевой центр, находящийся у всех людей в левом полушарии, так мало был задействован ранее. Только сейчас левое полушарие у него начинает доминировать.

    Говорят, динамично развивая в детстве правое полушарие, наполняя его всяческими знаниями, можно достичь высоких результатов в будущем. Потому что после 3-5 лет все больше и больше развивается именно левое полушарие, а школьные программы вообще делают упор только на его развитие, из-за чего теряется немалая часть способностей ребенка. Я даже в какой-то момент пожалела, что не занималась с ребенком ранним развитием, может надо было пользоваться моментом. Но потом поняла, что все-таки я шла по верному пути — вместо методик раннего развития мой сын жил в разных странах, слышал разные иностранные языки, летал на самолетах, ездил на лодках и мотоциклах, видел вулканы и снежные горы, пещеры и каньоны, мне даже сложно описать весь этот опыт, у меня за всю жизнь столько его не было, сколько у Миши за первые три года жизни. К этому идет плюсом и огромное количество посещенных музеев, развивающих научных центров (планетарии, экспериментариумы и т.д. и т.п.), театров и филармоний, парков с животными и птицами, древних сооружений и космически-соверменных мегаполисов. Лучше ли это банальных показываний картинок перед глазами ребенка, которые предлагаются практически всеми методиками раннего развития? Мой ответ — да! Потому я не жалею, что не занималась этим, я чувствовала, что нужно делать иначе и делала это.

    Но это лишь наш случай, я еще с беременности ощущала именно этот путь, поэтому все равно могу уверенно сказать, что несомненно лучше играть и развиваться по методикам, нежели вообще ничем не заниматься, т.е. если нет возможности для иного варианта, то все равно не нужно упускать время.
    Но все-таки еще лучше делать это совершенно иным способом — проживать каждый момент. Ведь не зря в детстве активно правое полушарие — набираясь опыта самых простых базовых вещей, все это попадает в бессознательное, потому мы не задумываясь так много всего делаем. А представьте, если в этом бессознательном хранится масса яркого и живого опыта — это куда круче, ведь цепочки мышления потом будут строиться самым незаурядным образом.

    И все-таки о различиях полов

    Все же рассмотрю и этот аспект книги. Несмотря на то, что глава о различии мальчиков и девочек занимает относительно небольшую часть издания, нельзя проигнорировать эти ценные данные.

    Если кратко (а более подробно все расписано в книге), то природой так заложено, что организация работы мозга у мужчины намного слабее, нежели у женщины, несмотря на внешнее противоположное впечатление. Это совсем не говорит о том, что мужчины тупее, просто процессы в мозгу проходят совершенно иначе. Одни и те же внешне действия мозгом мужчины и женщины будут обрабатываться совершенно по-разному.

    Дело в том, что мужчин природа бережет меньше, они буквально отсеиваются естественным отбором — самый выживаемый самец даст и более выживаемое потомство. Если на планете вымрет большое количество мужчин, то это лишь отчасти скажется на «популяции» человечества, т.к. мужчина может стать отцом большого количества детей. Если же вымрут женщины, то человечеству конец, ибо малое количество женщин не смогут просто физически родить большое потомство. В связи с этим, природа сделала женщин более устойчивыми к любым внешним факторам. Мозг женщины устроен так, что обработка всей поступающей информации проходит особым способом, задействовав оба полушария. Потому в новых условиях женщины ориентируются гораздо лучше, могут сначала ментально, а потом и довольно быстро физически, подстроиться под новое окружение, обстановку и другие изменения.

    Я недавно рассказывала в своем блоге о детском саде, как Мише тяжело даются первые дни посещения. Рассказывала о своем наблюдении в нашем саду, что именно мальчики сидят в раздевалке и плачут, в то время как девочки довольно быстро бегут в группу, осваиваются, занимаются творчеством. Мой пост в блоге собрал более сотни комментариев, и что бы вы думали? Именно от мам мальчиков комментарии были в том же духе, что и мой — почти все мальчики тяжело переживали новые условия и новое окружение. А мамы девочек рассказывали, что у них прошло все более гладко. И в книге «Девочки и мальчики — два разных мира» именно об этом и говорится. Это не голословные фразы, это многолетние исследования и наблюдения. И даже я чуть внимательнее присмотревшись по сторонам, могу сделать такие же выводы, хотя моя «выборка», конечно, гораздо меньше обширных научных исследований.

    Именно отсюда у мальчиков просыпаются черты агрессии и вредности, которые все так не любят, списывая на «ужасный характер». На самом деле, нужно не ругать ребенка в такие периоды, а поддерживать, показывать ему свою любовь, чтобы ваш сын быстрее и мягче прошел период адаптации, и тогда он сможет раскрыться в полной мере, потому что возможности и таланты у него никак не меньше, чем у девочек, у которых способности зачастую видны невооруженным глазом, в силу того, что девочки сами по себе более открытые существа.

    Еще одним минусом «мужского мозга» является то, что он в силу своей природы (не забываем, что работает совсем иначе) более склонен к различным сбоям и ошибкам. Дальтонизм — в основном мужское заболевание. Шизофрения — в большинстве случаев мужское заболевание. Инсульты — чаще именно у мужчин. То есть, мозг у мужчин очень и очень уязвим! Пожалуйста, учитывайте это при воспитании своих мальчиков, несмотря на внешнюю силу, они ранимее, чем кто-либо. К сожалению :(

    Многие сегодня ратуют за равноправие полов, но при этом почему-то с детства относятся к мальчикам иначе, нежели к девочкам, не учитывают природные особенности того, что мы — мужчины и женщины, — сами по себе разные. Да, есть те мамы, которые стараются и мальчикам дарить столько же тепла, сколько и девочкам, относиться с той же нежностью, несмотря на стереотипы общества о том, что с детства необходимо воспитывать мужчину, не давая мальчикам поблажек и послаблений. Но все равно, как мама мальчика, могу сказать, что как я ни стараюсь, но так или иначе от мальчика зачастую ждешь более «сильного характера» и, соответственно, поведения. Хотя я всячески пытаюсь себя контролировать. Об этом тоже в книге говорится:

    Уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются.
    А как же наше одинаковое воспитание маленького сына и маленькой дочки? Да нет одинакового воспитания! Мы, взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в их зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику. Но не у всех родителей это проявляется достаточно четко. У большинства очень скоро интуицию, направленную на ребенка, вытеснят чувства, связанные с собственным комфортом или дискомфортом. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по 2 года. Видимо, их раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят). То есть на половые различия в психике детей мы реагируем разным к ним отношением.
    Но есть и другая сторона. Свое отношение к ребенку мы подчиняем выработанным педагогическим правилам и тогда… прощай интуиция. «Ребенок в 2 года должен уметь…» И мы все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребенок — мальчик или девочка? В педагогической литературе этот вопрос обычно даже не ставится. А ведь это важно. Даже очередность созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные. Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне «оречевления». А у мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. И это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного. Значит, уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки.
    […]
    Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Вот мы и добрались в этом разговоре об истоках различий между мужским и женским полом до таких выводов, которые уже важны для воспитателей, родителей, учителей.
    Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый…). Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» — кукол, тряпочки — и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. Кроме того, доказано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.
    Но умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

    Умеем или нет раскрывается в книге в полной мере, потому берите и качайте ее по ссылке ниже ;)

    Удивительно еще то, что сейчас я прохожу очередной курс на Coursera.com, как раз по педагогике. И в рекомендуемой литературе нашла ссылку на книгу американского психолога Майкла Гуриана «Boys and Girls Learn Differently. A Guide for Teachers and Parents» («Девочки и мальчики обучаются по-разному. Пособие для учителей и родителей»). У этого же автора и остальные книги подобного плана — как подходить к образованию девочек и мальчиков, и почему это необходимо делать по-разному. В общем, огромная тема на самом деле для обсуждения, и, возможно, однажды я ее подниму еще в своем блоге.

    Выводы после прочтения

    Книга «Девочки и мальчики — два разных мира» мне понравилась в конечном счете тем, что:
    а) очень чуткое понимание автором детской психологии и вообще чувствуется теплое и заботливое отношение к детям, видно, что эта кропотливая исследовательская работа была проведена ради действительно улучшения положения каждого ребенка;
    б) авторы книги говорят, что не бывает «тупых» детей, как зачастую ставят им клеймо школьные учителя или даже сами родители. Доказательным методом авторы указывают, что просто развитие мозга у каждого ребенка индивидуально, а потому ну просто не может быть, что ребенку что-то не дано, просто необходимо подобрать «ключик», методику обучения каждому предмету, выявить особенности развития мозга и отталкиваясь от этого;
    в) дается очень много практических советов и рекомендаций. Начиная от методов определения типа мышления (правополушарное или левополушарное или смешанные типы) и заканчивая названиями конкретных методик, а также типов школ, которые подойдут тем или иным детям;
    г) объясняется множество особенностей, как и почему дети ведут себя так, а не иначе, в зависимости от пола и других критериев, причем не только в сфере обучения, но и в психологическом и эмоциональном плане.

    Я считаю, что это просто бесценная книга и должна она быть прочитана буквально каждым родителем. Более того, я уверена, что такой предмет как нейропедагогика должен изучаться еще больше, должен вводиться в педагогических вузах, потому что люди, работающие с детьми, обязаны знать как и почему происходят те или иные процессы.

    Педагогическая модель, в которой есть только «умные», «середнячок» и «тупые» нещадно устарела. Исследования в области нейропедагогики показывают и доказывают, что все дети талантливы, более того, все дети способны буквально к любому предмету, любой области знаний, просто в силу особенностей развития мозга, каждому ребенку требуется своя модель изучения разных предметов. Я объективно понимаю, что ввести в школах подобное в ближайшие -дцать лет маловероятно, т.к. как ни крути, а модель образования у нас массовая, далеко не индивидуальная. Но тогда хотя бы самим родителям необходимо знать эти основные типы мышления, дабы понимать лучше своего ребенка, и знать, какой именно тип школы подойдет ему более всего. А то сегодня мы ищем школы лишь по критериям «хорошая/плохая», «математическая/языковая» и т.д. и т.п., ориентируясь в первую очередь на то, сколько полезных ныне в обществе знаний дает школа.
    Я и сама именно так рассуждала и так искала школу на будущее своему сыну, но теперь однозначно пересмотрю свои взгляды и отталкиваться буду уже от тех особенностей своего ребенка, о которых узнала из этой замечательной книги. Определенно советую каждой маме!

    12345 / уже проголосовало: 3, средняя оценка 5,00 из 5
    Loading...

    ГДЕ ВЫ СЕЙЧАС

    Вы находитесь в разделе Обучение детей, где можете почитать еще статьи по этой теме.

  • Девиз нашего проекта Путешествия с детьми для обучения и развлечения!. Ведь мы любим путешествовать со своими детьми, вместе с ними исследовать разные уголки нашей планеты, развиваться и ежедневно учиться новому, а после с удовольствием делимся этим с вами. Приглашаем познавать мир вместе с нами!

    Остались вопросы? Задайте их в комментариях: