Проблемы современной системы образования

Проблема образования в современном мире.

Редко, когда я полностью цитирую кого-либо, но эта статья именно такой случай. Кен Робинсон, автор этой презентации, говорит о проблемах современной системы образования во всем мире. Многие со мною спорили, мол что это и без того ясный факт, так что выкладывать подобные материалы глупо. Да, то, что есть проблема образования действительно видно сегодня невооруженным глазом. Нынешняя модель обучения мало пригодна для уровня знаний, соответствующих сегодняшним потребностям. Но лично мне эта презентация помогла все разложить по полочкам в голове, возможно даже где-то направила и подкинула идеи какого именно формата хотелось бы образование своему ребенку. Потому я считаю необходимым поделиться этой информацией с другими людьми.

В настоящее время я не могу найти альтернативы школьному образованию, потому мне, как и многим родителям, сложно сориентироваться, но хорошо, что появляются подобные статьи, как от Кена Робинсона, они помогают осознавать проблемы и задумываться об этом. Надеюсь и вас эта статья натолкнет на полезные мысли =)

Видео-презентация

Текстовый вариант презентации

В настоящее время во всех странах проводится реформа государственной системы образования. Это происходит по двум причинам:

Первая причина — экономическая. Люди пытаются выяснить получают ли наши дети достаточно знаний, чтобы занять свое место в экономике 21 века. Но как это сделать, учитывая, что нельзя даже предсказать, что произойдет в экономике через неделю. Это наглядно показал нам недавний кризис. Так что же делать?

Вторая причина — культурная. Во всех странах думают, как научить детей сохранять культурную самобытность и передавать свое культурное наследие. При этом не выпадая из процесса глобализации. Каков ответ на этот вопрос?

Проблема в том, что детей пытаются готовить к будущему, но старыми методами. Это отталкивает миллионы детей, которые не видят смысла ходить в школу. Раньше ученикам говорили: «Если будешь хорошо учиться в школе, поступишь в вуз, получишь диплом, обязательно найдешь работу». Наши дети в это не верят и правильно делают. С дипломом, конечно, лучше, чем без него, но он уже не дает никаких гарантий. Особенно плохо, если для получения высшего образования приходится отказываться от каких-то важных для себя вещей. Существует мнение, что выходом может являться повышение стандартов, не понижать же их в самом деле. Хотя я слышал аргументы и в пользу их понижения. Но, конечно, стандарты надо повышать.

Проблема в том, что существующая система образования разрабатывалась и создавалась для другой эпохи. Она создавалась в условиях духовной культуры эпохи просвещения и в экономических условиях промышленной революции. До середины 19 века государственной общедоступной системы образования просто не существовало. Конечно, при наличии денег, можно было обучаться в религиозных школах. Но общее образование, финансируемое за счет налоговых отчислений, обязательное для всех и предоставляемое абсолютно бесплатно – было революционной идеей. Было множество возражений, утверждали, что большинству детей из рабочих семей государственное образование ничем не поможет, их невозможно обучить письму и чтению, поэтому не стоит тратить на них время.

Эта идея легла в основу пирамиды представления о структуре общества, она опиралась на экономические потребности того времени. И красной нитью шла так называемая модель разума, которая, по сути, отражала принятое в эпоху просвещения определение разума. Тогда считалось, что разум состоит из способностей к определенному типу дедуктивного мышления и знания классики в оригинале, то, что сейчас называется академическими способностями. В основе государственного образования лежит разделение людей на два типа – интеллектуалы и не интеллектуалы, умные люди и не умные. В результате многие гении понятия не имеют о своих талантах, ведь их способности оцениваются на основании весьма одностороннего определения разума.

Итак, система образования держится на двух столбах – экономическом и интеллектуальном. И я считаю, что такая модель испортила не мало судеб. Она вроде бы отлично подходит для некоторых людей, но с другой стороны совершенно не пригодна для других.

В результате наблюдается целая эпидемия, которая по большому счету является фикцией. Это эпидемия СДВГ. Перед вами карта распространения СДВГ, а вернее количество выписанных препаратов от СДВГ. Не поймите меня не правильно, я не утверждаю, что синдрома дефицита внимания с гиперактивностью не существует, у меня нет достаточной для этого квалификации. Большинство детских психологов и психиатров считают, что такой синдром существует, хотя вопрос остается открытым.

Но я точно знаю, что нет никакой эпидемии. Детей сейчас принято пичкать лекарствами точно так же, как раньше без особых раздумий было принято удалять гланды. Основания для этого все те же – медицинская мода.

В наше время на детей действует больше раздражителей, чем когда-либо в истории человечества. Каждый источник информации пытается максимально овладеть их вниманием. Будь то компьютеры, сотовые телефоны, реклама или сотни телеканалов, но им нельзя на это отвлекаться, иначе их ждет наказание. Отвлекаться от чего? От скучнейшей тягомутины, которую преподают в школах. Мне кажется не случайно, что с введением стандартных методик тестирования СДВГ встречается все чаще. Чтобы дети были спокойней и могли концентрироваться, им прописывают ритолин, адберал и всякие другие, зачастую опасные, препараты. Эта эпидемия – фикция.

Теперь давайте поговорим об искусстве. Хотя проблемы не только с искусством, но также с естественными и точными науками. Я начал говорить про искусство, потому что в современном мире ему приходится особенно тяжело. Искусство вызывает в людях эстетические переживания, т.е. усиливает чувства, человек сопереживает, его мысли целиком заняты тем, что он видит, мозг работает как часы. Анестетики же наоборот отключают чувства и делают человека невосприимчивыми к окружающему миру. Многие из этих препаратов являются анестетиками. Наши дети получают образование под наркозом. Я считаю, мы движемся не в том направлении. Нам нужно не усыплять детей, а пробуждать в них скрытые способности.

Но в данный момент модель такова: система образования построена в интересах промышленности и по той же схеме. Приведу несколько примеров. Школы до сих пор напоминают заводы: звонки, гудки, отдельные корпуса, специализации по отдельным предметам. Дети до сих пор обучаются партиями, они разделяются на возрастные группы. Зачем? С чего мы взяли, что в основе разделения должен быть его возраст? Неужели наиболее важные характеристики ребенка это год его выпуска? Каким-то детям одни предметы даются лучше, чем другие, или им легче учиться в определенное время суток, или лучше в малых группах, чем в больших, некоторым вообще удобно учиться индивидуально.

При создании образовательной модели нужно уходить от мышления категориями промышленности, потому что в настоящее время всех пытаются запихнуть в единые рамки, все более стандартизируя методы тестирования. Я считаю, нужно двигаться в противоположную сторону, именно это я имею ввиду под изменением парадигмы.

Пару лет назад было опубликовано большое исследование на тему дивергентного мышления. Не путайте дивергентное мышление с творческим. Творчество – это процесс создания оригинальных идей, обладающих определенной ценностью. Дивергентное мышление это не то же самое. Скорее это обязательное условие для творчества. Это способность находить множество возможных решений задачи, способность по-разному интерпретировать условия задачи, способность думать горизонтально, мыслить не только линейно или перпендикулярно, несколько решений лучше, чем одно. Например. Придумайте как можно больше вариантов использования канцелярской скрепки. В общем, не сложно. Большинство людей способны предложить 10-15 вариантов, люди с высоким интеллектом способны предложить целых 200. При этом они задаются вопросами типа может ли быть скрепка 100 метров в длину и сделана из пенопласта. Это все еще канцелярская скрепка, но уже не похожая на другие.

В этом эксперименте участвовало 1500 человек, он описывался в книге «Контрольная точка и дальше». Если набрать определенное количество очков в тесте, можно смело считать себя гением дивергентного мышления. Попробуйте угадать, сколько процентов людей, прошедших тест оказались гениями дивергентного мышления? Дам одну подсказку: это были дети детсадовского возраста. Попробуйте угадать, сколько детей оказались гениями? 98%! Особенность эксперимента заключалось в том, что он проводился периодически. Через пять лет те же дети прошли этот тест повторно, в возрасте 8-10 лет. Каковы были результаты? 50%! Еще через пять лет, когда детям было по 13-15 лет, эксперимент повторили еще раз. Результаты оказались весьма неожиданными – прямо противоположными. По идее, с возрастом человек должен показывать все более хороший результат. Но на основе этого эксперимента можно сделать два вывода: 1. У всех людей есть такая способность; 2. С возрастом она обычно исчезает.

За годы жизни этих детей многое изменилось. Одна из наиболее значительных перемен – они получили образование. В течение 10 школьных лет им твердили, что может быть только один ответ и он в конце учебника, и его подсмотреть нельзя, и списывать нельзя, потому что это не честно. Вообще-то за пределами школы то же самое называется сотрудничеством. Проблема вовсе не в учителях, а в том, что так получается само собой. Так заложено в генах нашей системы образования.

Нам нужно менять точку зрения на человеческий разум, необходимо прекращать делить людей на способных и не способных, а знания на абстрактные, теоретические и профессиональные. Такое разделение – миф. Далее необходимо признать, что наиболее эффективно обучение в группе, сотрудничество – залог развития. Оценивая способности каждого человека в отдельности, разделяя учеников, мы создаем своего рода барьер между ними и естественной средой обучения. И, в-третьих, нужно менять саму культуру образования, структуру образовательных учреждений и их отношение к учащимся.

12345 / уже проголосовало: 22, средняя оценка 4,36 из 5
Загрузка...