В поисках Реди Форта

Про Реди Форт я слышала уже давно, видела даже очень привлекательные картинки, которые запали в мою память так, что когда я окончательно освоила байк в Гоа, первое, куда намылилась, это была поездка в соседний индийский штат, а именно Махараштру. В тех краях меня как раз и привлекали эти старые развалины под названием Yashwantgad Fort, т.е. тот самый Redi Fort.

Как я ни силилась нагуглить, но истории этого загадочного места толком не нашла. Лишь некоторые записи о том, что в 1765 году на эту землю пришли британцы. Они тогда уже обосновались в Бомбее, оттуда-то и пожаловали генералы британского флота в эти края, дабы захватить и их. Мне казалось, что крепость уже была на этом месте, но наткнулась на информацию, что отстроили ее именно британцы. И к этому-то я склоняюсь куда больше, потому как даже по остаткам камней видно монументальный английский стиль зданий и самих стен. Говорят, тут даже была тюрьма, вернее многоуровневая яма, в которой заключенные (вероятно местные жители) сидели в ужасных условиях, вот те и добрые завоеватели :/ Но давайте-ка по порядку, прежде чем добраться до этих развалин, поросших джунглями, мне предстояло их еще найти, ибо никаких координат у меня не было, проводников тоже, потому мы с Михом отправились вдвоем в очереденое мини-приключение, можно сказать, вслепую ;)

В самом начале форт звался именем Короля Августа, который умер за несколько лет до этих завоеваний и видимо вознесся в ранг чуть ли не святых. Сейчас же форт носит название Redi по маленькому городку, что находится вблизи. Никаких внятных меток на гугл.мапс я не нашла, решила ехать на примерное название. Табличек с направлением по дороге нет, хорошо еще не забыла деванагари и была способна читать на хинди хотя бы название деревенек, которые проносились мимо. Но началось все с того, что мы пересекли реку Тираколь…
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

Река эта является границей двух штатов — Гоа и Махараштра.

Махараштра — третий по величине штат Индии, на многие километры простирающийся вдоль западного берега страны. Честно говоря, я думала он самый большой, т.к. визуально на карте Индии территории этого штата занимают самую значительную часть. Столицей штата является небезызвестный город Мумбаи. На севере штат граничит с Гуджаратом, а на юге с Гоа. Частенько Гоа приписывают Махараштре, как младшего брата) В плане, неоднократно и видела и слышала надписи типа «Добро пожаловать в Гоа и Махараштру» или «Дело происходило в Гоа и Махараштре» и т.д. В общем, хоть и звучит громко, что мы доехали до другого штата Индии на байке самостоятельно с Мишкусом, на деле же до границы штатов мне было ближе, чем до соседнего пляжа Мандрема)) Арамболь — пляж (и деревенька), на котором мы жили, является самым северным обитаемым пляжем, и отсюда до реки Тираколь буквально минут 7-10 мимо полей.

Мимо проносятся то мотоциклисты, то машины, то автобусы, то рикшы, в том числе грузовые))
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

Грузовички какие-то не очень веселые :) Обычно индийские «камазы» расписаны целыми шедеврами.
Наш красненький байк скромно жмется у обочины =)

❓ Как бронировать отели в условиях санкций

Отели за границей мы бронируем как и раньше на проверенном Букинге. Просто при поиске в фильтрах выбираем "Оплата на месте". Такие отели бронируются российскими картами Виза или Мастеркард, а оплачиваются наличными при заезде 👌
👉 А по России жильё находим на Отелло.ру — надёжном проекте от ДубльГИС 👍

Говорят, еще буквально в начале 2013 года моста, соединяющего два штата, не было. Люди пользовались паромом, который переправлял их вместе с транспортом на другой берег реки. Но мне не посчастливилось воспользоваться услугами дряхлого судна (хотя мыслишки были, но я решила, что еще ждать придется, пока оно заполнится), ибо моему взору предстал новохенький мост :) Может паромы уже и не ходят, кто знает, зачем оно нужно, если мост есть.
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

Не знаю как в ПДД Индии, но в России на мосту остановка запрещена. Тем не менее, я не удержалась остановиться, дабы поснимать виды =) Рек в Гоа много и они не чета пересохшим речушкам средней Индии.

Справа берег Гоа с рыбацкими хижинами и хлипкими лодочками.

Налево дорога ведет на берег Махараштры.
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

Местные жители добродушно улыбаются =) Добро пожаловать в не туристическую Индию =))

Только переехали на другой берег, как услышали раскаты грома. Мдя, разворачиваться совсем не хотелось, потому понадеялась, что пронесет. Туча как-то не явно видна на фото, но она там есть)) А такая пальмовая рощица мне очень напомнила какую-нибудь Варкалу =)

Далее дорога пошла наобум. То есть катила я, руководствуясь исключительно шестым чувством. На поворотах, как уже оговаривалась, ориентировалась на надпись Redi, накаляканную на хинди. Доехала до какой-то автобусной остановки (прям как у нас в глубинках вдоль трасс встречаются, такая бетонная и обшарпанная, где ни единого человека на километры) с одноименной надписью. Отворот с большой дороги выглядел подозрительно, но я решила проверить, ну а вдруг. По совершенно разбитой грунтовой дороге, с глубокими канавами и сильно подгорку понеслась куда-то вглубь джунглей. На пути встречались отдельные домики, местами очень даже явно богатые дома, но спросить что тут вообще абсолютно не у кого. В конце концов, я приметила и остановилась возле какой-то девочки. На английском никто не говорит, чего и стоило ожидать. Хоть я и старалась спросить кратко и вроде яснее некуда мол «Redi?», меня не особо-то поняли. Девочка отвела то ли к брату своему, то ли просто соседу, молодому парню — водителю грузовика, он по крайней мере мог мне ответить, что не Реди)) И крутя рукой из права влево, объяснил куда надо ехать. Ну примерно поняла, ога :)

Покрутились с Мишкой еще, уже и дождик нас чуток полил, наконец завернула вроде как ровно куда надо. По крайней мере это складывалось и с объяснениями индийца и с надписью перед поворотом. Проехав буквально несколько метров, я увидела отворот на корявую дорогу, какие-то мыслишки в моей голове зашевелились, но я предпочла их быстренько заткнуть и решила покатить по нормальной асфальтированной дороге.

Ехала может 10 минут, или что-то около того, дорога особо никуда не сворачивала. И вдруг, о чудо, предо мной выросли стены форта! Довольная своим внутренним навигатором, слезла с байка, огляделась по сторонам и увидела кучу странных личностей. Ну как странных, для Индии вполне себе) Всякого рода отшельники-бабы, хиппи и прочие фрики :) Удивило их количество, сходка у них что ли тут какая, подумалось мне. Но решила сделать вид, что я не удивлена и мне в общем-то плевать, для них скорее я казалась странной в этой-то обстановке с маленьким ребенком и совсем не в гоанском виде, так что кто кого удивил еще вопрос ;) И вот, подхожу я к воротам крепости, и неожиданно натыкаюсь на надпись…
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа
Что, простите?? Форт Тираколь?! Какой-такой отель? Нет, я, конечно, знала, что на том берегу есть старая португальская крепость Тираколь, но, блин, я туда не ехала! Хотя, раз уж мы тут, почему бы не зайти?

За вход платить ничего не нужно, а форт совсем не такой уж и старый по виду.

Тем более что тут куча народу и все так «причесано».
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

Когда мы зашли вовнутрь, первое, что я увидела это ящики и коробки. Меня начали терзать смутные воспоминания чего-то, но пока не оформились окончательно в догадку.

И вдруг я поняла! Так и есть, Болливуд! В ящиках всякое оборудование и прочее барахло.
Ну а чего, нам не впервой :) В Болливуде мы уже были и сверкали в индийском кино своими бледными лицами ;)

Но еще больше я поразилась, когда увидела героев съемки. За несколько дней до этого мы с Мишуткусом прикатили вечерком на пляж, дабы покушать в прибрежных ресторанчиках. Встать пришлось почти за два квартала, т.к. все на подходе к пляжу было забито и мотоциклами и людьми. Пробиваться сквозь эту толпу мне совсем не хотелось, давить невинных жертв)) А потом оказалось, что это индийский фильм снимают прямо тут у нас под носом :) Я прямо оттуда в инстаграм видео скидывала — одно и второе. И Галка написала мне, что Болливуд меня преследует))) Я тогда лишь усмехнулась, а когда увидела всю эту толпу снова и здесь, вспомнила ее слова, и уже, наверное, поверила в это сама :)
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

То есть в течение недели я два раза совершенно случайно наткнулась на одну и ту же съемочную группу. А те странные персонажи при входе в форт были все актерами!

Миху заинтересовали гигантские отражатели для съемок :)))

Но ребенок не успел ничего доломать, вскоре их потащили на съемочную площадку.
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

А вот и главные герой и героиня.
Он-то точно индиец, а она вот не знаю. Учитывая еще и то, что по большей части актеры были иностранцы, несколько русских, причем одна русская хиппи-мама с сыном :)

Ну долго возле них мы не собирались задерживаться. Решили прогуляться по небольшой крепости.
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

Внутри небольшая площадь, храм (скорее часовня) и статуя Иисуса. Когда-то тут проживали монахи.

Согласно табличке, часовня здесь была основана в далеком 1746 году. Стиль этой католической церкви абсолютно португальский. А ведь где-то рядом был английский форт, совершенно иного типа. Контрасты очень сильные. Вовнутрь храма не пускали, а вот по коридорам пройтись можно было.

Мы решили подняться по ступенькам на стены форта.
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

Вид, открышийся оттуда, безмерно радовал!

Так и представлялось это место несколько веков назад, когда из башен крепости наблюдали сторожевые не идут ли корабли чужеземцев пО морю =) Ощущение, что с тех пор здесь практически ничего не изменилось. Те же пустынные пляжи, хибарки из пальмовых веток где-то вдали и деревянные рыбацкие лодки.

Ну а мы еще понаблюдали за съемочным процессом с другой точки))
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

Решили больше не задерживаться и пошли к выходу, найти Реди форт я все еще не потеряла надежду)

У ворот разместилась полевая кухня для актеров. Однажды я и сама питалась в такой.
Я приметила там ящики с питьевой водичкой и не смогла пройти мимо, т.к. наша бутыль закончилась, а ребенку бы надо, ехать-то еще неизвестно сколько. Получилось, наверное, как-то неожиданно, по крайней мере на мою быструю тираду про то, что нет ли у них водички, ребеночек хочет, а у нас закончилась, и деньги у меня заплатить есть, и я бы не обращалась к ним, но лавочек тут никаких нет, а ребенок хочет и т.д. и т.п., парень явно ошалел :)) По-моему до него еще и информация не дошла вообще, но рядом стоял какой-то важный дядечка, который моментально сориентировался и быстро скомандовал молодому человеку выдать нам водичку =)) Затем повернулся к нам и сделал жест, мол все окей =) Так мы еще и халявную бутыль воды заполучили от Болливуда)))

По пути назад я поняла, что скорее всего, надо было отвернуть на ту убитую дорогу, которую я благополучно предпочла проехать мимо. Возле какого-то карьера с видом на трубы завода TATA я все-таки остановилась, чтобы уточнить у охранников верно ли я еду. Они подтвердили мои предположения на счет той дороги. Вскоре я донеслась до нее и так мы оказались в Redi. Катились по маленькому городку, встречая многочисленных встречных прохожих, в какой-то момент просто остановились возле школы. Махали детям руками, а они нам) Но на фото они нас еще не приметили, потому просто играют в какую-то неизвестную нам игру с мячом.
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

По этой дороге я опять поехала до упора, теперь-то уж надеясь, что упрусь я в Redi Fort. Еще чуть-чуть, проехала какой-то большой индуистский храм, а затем оказалась на дороге с одними грузовиками. Огромными и страшными, которые шли вереницами впереди и позади нас, и поднимали столбы красной дорожной пыли (земля там сильно сухая и красная, возможно название Redi как раз от англ. Red). Мы с Михой все покрылись слоем этой пыли, и стали уже не бледнолицыми, а краснокожими :)

В какой-то момент дорога пошла сужаться, шли еще встречные грузовики и я предпочла пропустить эту колонну. Остановилась вдоль обочины, но не расчитала, что у края дороги небольшой ров, поставила ноги, а левая нога получилось, что до земли не дотянулась. Не нащупав опоры, байк за секунду завалился набок, и мы вместе с ним. Я успела ухватиться за ступеньку кабины стоящего на обочине огромного грузовика, благодаря чему мы не грохнулись полностью, байк повис на моей ноге, зажимая ее, но зато Мих смог спокойно сойти с мотоцикла, в противном случае он бы жестко навернулся и не хило его могло бы придавить. После этого я вообще вся была в слое грязи, свинтус да и только!

А грузовик, которого я думала пропустить, оказывается закончил свой путь и припарковался рядом :/ Ну ё-моё! С трудом я подняла байк, он меня напугал тем, что не захотел заводиться, вот думаю ща я в этом лесу (деревня к этому времени уже кончилась) ночевать останусь. Но в конце концов наш конь фыркнул и выдал обороты :) У водителя того злосчастного грузовика я спросила верно ли еду в Redi Fort, он важно покивал, мол да-да туда и езжайте. Еще несколько минут по разбитой пыльной дороге и я упираюсь в будку с решеткой, на которой висит табличка «Redi Port». Порт??? Порт!!! Ааааааааа!!!! Это Реди Порт, а не Форт! Плюнуть уже в конце концов бы, но ведь не доеду потом сюда, однозначно не доеду. Лучше уж сейчас добить этот маршрут. У охранников уже понуро спросила далеко ли форт, уловила лишь, что свернуть надо налево. Где-то… но где, опять по своему чутью…

Уехала с этой красной дороги, прокатилась в обратном направлении мимо большого индуистского храма, приостановилась спросить у девушки дорогу. Она подсказала, что у рынка мол налево свернуть. Ну типа ладно, посмотрим что там где. Рынка как такового не было, просто началась основная улица городка, она же торговая, и вот на первом же повороте я решила, что лево тут)) Свернула, оказалась совсем в глубокой глубинке, остановилась, спросила про форт — да, мол, сюда. Угу, я уже не так-то сразу и верю. Но проехала еще немного и уткнулась в… тупик. Вернее в ряд домиков возле самого океана. Там меня привлекла картинка, но, к сожалению, я не сняла ее: домики местных жителей чуть на склоне расположены, спускаясь к морю, песчаного берега там нет, сразу у края земли волны плещутся, а у самой кромки воды старинный, не окрашенный, индуистский храм, в такой-то глубинке, где всего несколько домов, и такой древний храм, а пальмы колышатся возле и волны бегут-бегут в том же направлении, куда клонятся стволы пальм. Это самая ценная картинка за тот день, наверное, прямо закрываю глаза и вижу это, чудесное место. Почему-то постеснялась сфотографировать, или уже совсем поторопилась развернуться, ведь дело к закату шло. Какой-то местный старичок жестами, силясь объяснить, показал, что еще раз налево надо. Еще раз? Но там совсем уже какая-то откровенная тропа. Тем не менее, свернула я на нее. Вокруг никого, только поля.
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

Через какое-то время опять начались домики и местные мужичонки выстроились вдоль дороги. Остановилась уточнить у них, все довольно закивали головами, да-да, здесь, правильно едете. Оспади, знала бы в какой дыре находится этот форт, ни за что бы не потащилась сюда, тем более одна с ребенком. Еще пару огородов, последний домик, и дорога вновь оканчивается. Оставили байк и пошли прогуляться осмотреться. Спросить-то все равно не у кого достигли ли мы пункта назначения.

Вышли на берег, юху!

На берегу плакат с обещаниями роскошных бунгало, рестораном и лучшие достопримечательности. Главное, что на плакате была отметка, что до Redi Fort 0 км, и вряд ли уж в таком-то месте кто-то сделал бы «отель», если бы поблизости форта не было.
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

На деле стоят явно давно пустые обшарпанные домики. Выглядят, если честно, как-то пугающе…

Издалека приметила несущегося ко мне вдоль берега индийца. Вот, думаю, добрый человек сейчас растолкует где тут форт-то вообще. Подбежал ко мне молодой парень и заявил мол «реди форт гид, мадам». Так, значит развалины точно рядом. У меня было с собою лишь сто рупий, еще обратно ехать и мало ли что на дороге может случиться, деньги были уж точно не на гида. Да и не люблю я когда меня спешно ведут, нравится самой бродить и рассматривать. Я вежливо отказалась. И даже разочаровалась, начались опять индийские замашки, потопала уныло к байку… А парень все не унимался и бежал рядом. Поняв, что заработок его не ждет, он заявил, что он владелец этой земли и за стоянку байка платить надо. Пошел откровенно наглый развод. Я сначала замешкалась, пыталась объяснить, что байк вообще на лесной тропе стоит, потом спросила сколько, но когда он запросил как раз сто рупий, у меня уже включилась защитная броня. Спокойным тоном заявила: «Хорошо, заплачу, но сначала, пожалуйста, покажи документы, что ты хозяин земли и ноу проблем». Никаких бумаг у него не было и не могло быть, конечно. Он сразу замялся и отстал. А мне предстояло одной пойти вглубь джунглей по слабо протоптанной тропинке.

Вот он родненький, мы сделали это. Фух!!
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

Корни деревьев будто впились своими щупальцами в остатки стен крепости.

Даже не верится, что когда-то здесь кипела жизнь, жили британцы, работали индийцы в больших количествах.

Только люди ушли, как природа поглотила и почти разрушила целый по меркам тех времен город.
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа

Погуляли мы на самом деле немного. Вглубь идти вдвоем и не зная ничего, было жутковато. Но вроде как там есть даже выход крепости к морю. И еще здания разные полуразрушенные…
Помню однажды мы сидели с индийцами в джунглях Мадья Прадеш и они меня спросили:
— Ты умеешь лазать по деревьям?
— А что?
— Ну чтобы если тигр появится, быстро взобраться по стволу.
о_О
— Поверьте, если тигр появится, я взбегу по нему))
Я отшутилась, но индийцы спрашивали совершенно искренне. И вопрос этот время от времени предостерегал меня, когда я вдруг оказывалась в поросших зарослями местах.
Достопримечательности Гоа, Индия. Что посмотреть вокруг Гоа
Это для меня лишь сказочки, а для них реальность с детства, потому я считаю, что стоит относиться к их опыту серьезно, раз уж я на их территории. По крайней мере в наших лесах я бы тоже предостерегала гостей от стай волков (в моем регионе это до сих пор реально и не редкость).

Как раз после кадра выше, в кустах послышался хруст веток и шуршание. Сердце ухнуло. Из-за деревьев появились два буйвола. Казалось бы выдохнуть, но как бы не так. Еще одна страшилка, не рассказанная мною…

Несколько лет назад, в одной аутентичной деревеньке средней Индии, я бодро шагала по широченному пустырю, в одном краю которого лениво жевалась стайка буйволов, достаточно далеко от меня. Я опрометчиво считала эту скотинку спокойными, встречалась с ними не раз и все было окей, но тут видимо не мой день был. Краем глаза я приметила, что один из буйволов оживился, увидев меня. Встал в стойку, забил копытом в землю и начал тяжело дышать, что ноздри его раздувались. Сначала сверлил взглядом, а потом… побежал! Прямо на меня!! Бля, я не теодор ни разу!!! Эта махина неслась на меня, два острых рога возвышались на голове, копыта просто насмерть стопчут, я встала как вкопанная, ибо понимала, что побеги я хоть куда, не успею, а буйволу всего лишь надо будет чуток изменить угол своей траектории и он меня настигнет в любом случае. Чуть позади меня тогда шла Сабнам, девочка-школьница, кроме нас на пустыре никого не было, и вот она-то не растерялась. Она громко вскрикнула на быка, замахнувшись в его сторону, схватила с земли камень и сделала вид, что бросает. Буйвол приостановился и хотел было уже развернуться, как опять нацелился в мою сторону, Сабнам бросила камень в его сторону и тогда он окончательно развернулся и поплелся к своему стаду. Я тогда даже не особо переварить это смогла, хоть и понимала, что трындец бы был мне, но как такового осознания не было, сейчас же при воспоминаниях перехватывает дыхание. Буйвол бы этот потом в болотце мои мозги со своих копыток смывал :/

Потому, завидев в этот раз буйволов, я была им не рада даже больше, чем бы тиграм. К счастью, за буйволами шел погонщик, а я Миху с бычьей тропы быстро отодвинула, спрятав за собой. Сама же замерла, дабы не нервировать этих парнокопытных.

В общем, дело сделано, форт увиден, и ну нафиг, мчимся мы домой :))) Обратно донеслись без приключений и совсем быстро, т.к. уже не блуждали. Поездка, конечно, разбавила наши гоанские будни и вообще оставила массу воспоминаний и впечатлений, как вы уже заметили ;) Особенно порадовала случайность не случайно приехать в форт Тираколь, который очень уютный и красивый :)