Сегодняшнюю ночь мы провели в автобусе индийской компании Laxmi Holidays. Ехали из Манали в Дели. В противоположную сторону мы добирались также на автобусе данной компании. И первый опыт мне очень понравился, потому назад сразу решила брать билеты только у них. Но вторая поездка оказалась более напряженной, поэтому моя общая оценка им — четыре. В статье расскажу, за что я ценю данную компанию и за какие минусы сняла один балл.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Отзыв про Laxmi Holidays в Индии
«Лакшми Холидейз» — известный индийский перевозчик с разветвленной сетью маршрутов по стране и парком в сотни автобусов. В индийских чатах компания на слуху, так что для своей поездки я рассматривала её наравне с популярным у туристов конкурентом «Zingbus». Но у последнего цены на билеты по тем же маршрутам выше на 30-50%, а автобусы при этом побитые жизнью «сараи».
Так выглядит ушатанный автобус конкурента. И у Zingbus большинство именно таких.
Так что я не поняла такого неуместного ценообразования и связываться с Зингбас не захотела. Вообще цены от разных автобусных компаний по нужному маршруту я сравнивала на сайте makemytrip.com или в приложении RedBus. Но, к сожалению, приобрести билеты россиянам на них невозможно. Причём у меня есть зарубежные карты, но они не принимаются на сайте и в приложении. Требуются именно индийские
Автобусы у «Laxmi Holidays» в основном представлены марками Volvo и Scania. Причём на вид довольно новые, а также чувствуется, что проходят ТО. Прислушивалась как ведут себя колодки при торможении, шумит ли двигатель и вообще отслеживала плавность движения. Потому что в горах на серпантине для меня это было особенно важным.
«На борту» нам выдали приличные пледы и питьевую воду (по бутылке на каждого пассажира). В салоне автобусов было чисто и комфортно, расстояние между сиденьями достаточное для удобной поездки.
Сиденья в автобусе Laxmi Holidays, на котором мы ехали в Дели.
😎 Как я бронирую жильё в отпуске
После ухода Airbnb из РФ достойным аналогом для меня стал только сайт Суточно. Остальным проектам банально не доверяю. Не раз обжигалась.
Здесь же большая база квартир и домов для посуточной аренды по всему миру, а главное — прозрачный процесс бронирования с гарантией возврата денег 👍
Подыскать себе отпускное жильё →
Сиденья раскладывались, кондиционер работал, розетка заряжала телефон, багаж в безопасности доехал в специальном отсеке, а сам автобус отправился вовремя без задержек… В общем, для Индии уровень и правда очень достойный, ведь зачастую отношение индийцев к перевозкам довольно халтурное. Но тут поездка из Дели в Манали меня очень порадовала.
Чистенький салон автобуса, который вёз нас в Манали.
Так что я однозначно рекомендую данную компанию для путешествий по Индии. Тем более, перепробовав разные способы покупки билетов онлайн (я хотела взять билеты заранее, чтобы не суетиться на месте), сделать это в конце концов удалось только на оф.сайте «Лакши Холидейз». Правда тоже с некоторыми особенностями, но о процессе покупки я расскажу ниже в статье. А пока же подведу некоторые итоги об этой компании, рассмотрев её плюсы и минусы (исходя исключительно из нашего опыта, конечно).
👍👎 Плюсы и минусы этой компании
(+) Плюсы:
✅ Возможность купить билеты онлайн. Это редкий случай для Индии, иностранцы часто натыкаются на разные ограничения на оплату зарубежными картами (не только российскими, но и выданных в других странах). Но на сайте Laxmi Holidays проблем с этим не возникает.
✅ у «Лакшми» нам попадались только хорошие комфортные автобусы. В принципе, практически у всех местных компаний на линии ходят Вольво, но у многих ездят какие-то печальные экземпляры, неухоженные ни снаружи ни внутри, а с таким подходом и к технической составляющей возникают вопросики.
✅ Цены ниже чем у конкурентов. Как я уже писала, билеты я сравнивала с помощью специальных сервисов, которые выдают доступные рейсы сразу от всех перевозчиков. Так вот именно у «Laxmi» были самые лояльные цены, хотя по уровню комфорта и удобству расписания они не уступают остальным.
✅ В Дели пункт посадки в шаговой доступности от метро, так что удобно добираться в их офис, рядом с которым расположена сама автобусная станция. Если по каким-то причинам онлайн не удалось приобрести билет, то в офисе можно сделать это за наличные.
Для нас это были весомые плюсы, потому билеты я взяла именно здесь. Онлайн выбрала места и пункт посадки, куда прибыла к назначенному времени в дату нашей поездки. В общем, весь процесс прошёл гладко и беспроблемно.
(-) Минусы:
❌ К сожалению, служба поддержки у них хромает: на мои возникшие вопросы в ватсапп никто так и не ответил. В офисе продаж компании, конечно, всё можно решить, там сидят вполне компетентные специалисты, но не всегда есть возможность приехать и решить что-то на месте, а сделать это удаленно у меня не получилось.
❌ На обратном пути водитель высадил всех пассажиров за 500 м от станции, рядом со стоянкой наглых рикш, хотя при покупке билета я выбирала Dropping Point именно Kashmere Gate, т.к. прямо там находится станция метро, с которой удобно потом добираться в любую точку города. В итоге, мы прошли пешком до метро (хорошо, что у меня гугл.мапс подгрузились офлайн), идти было недалеко и у нас только рюкзаки (с чемоданом это было бы сильно проблематичнее), но осадочек всё равно остался.
❌ При оплате проезда заранее онлайн номер автобуса в билете не пишется, его высылают на телефон за несколько часов до отъезда. Но у меня нет индийского номера, так что смс получить я не могла, а указать при покупке на сайте зарубежный номер телефона возможности нет. Потому я не знала, какой именно автобус из множества на станции именно наш.
Последний пункт меня особенно сильно напрягал, т.к. несколько лет назад у меня уже был инцидент с другой автобусной компанией, которая меня с трехлетним ребенком бросила в ночи на стоянке в горах. Потому сейчас я всегда прихожу на место посадки хотя бы за полчаса и дотошно выясняю все детали по своему рейсу.
В Дели этот вопрос решается легко — чуть заранее приходите в офис и сотрудники называют вам номер автобуса. Но в Манали офисов нет, там огромная общая стоянка всех компаний, так что пришлось побегать от автобуса к автобусу с логотипом Laxmi Holidays, пока один из водителей не посмотрел в своей базе номер именно нашего автобуса. А также после ещё проверил список пассажиров, убедившись, что мы действительно в нём есть.
Как видно, минусы в основном касаются организационного характера, и в общей массе впечатлений это скорее недочёты, а не внушительные жалобы. Так что снизила я свою оценку лишь на один балл. Думаю, зная теперь об этих минусах, вы уже до поездки сможете морально настроиться, чего можно ожидать от компании Laxmi Holidays, и как-то подготовиться к возможным проблемам.
Как и где покупать билеты онлайн на автобусы Индии
Как я уже написала выше, билеты я сначала искала на сайте Makemytrip. Но оплатить покупку я там не смогла даже зарубежными картами, не то что российскими. Сайт принимает только индийские банковские карты! Билеты я хотела купить принципиально заранее, чтобы у меня была возможность выбрать и удобное время отправления и места нам с ребенком не в конце салона. Так как если брать билеты на месте перед отъездом, то вариантов обычно либо нет, либо уже неликвидные остатки. В общем, я стала искать способ всё-таки купить билет на индийский автобус онлайн.
При поиске я сразу отметила для себя автобусы Laxmi Holidays, по причинам перечисленным выше. Соответственно, решила проверить нет ли у них своего сайта, где можно приобрести билеты. И действительно, нашла их официальный сайт, на котором тоже можно совершить покупку. Оставалось проверить, пройдет ли оплата зарубежной картой.
🎫 Итак, для покупки билета на главной странице сайта мы выбираем из выпадающего списка город отправления (Origin) и пункт назначения (Destination), затем дату планируемой поездки и при необходимости обратные билеты (если не нужны, то просто не заполняем это поле, оставляя как есть). После нажатия на кнопку Search мы увидим все доступные автобусы по выбранному маршруту. Я обычно прокручиваю до нужного мне промежутка времени, а далее уже красной кнопкой Veiw Seats открываю подробности о каждом из автобусов.
Как видно на моём скрине, здесь появляется вид салона автобуса с возможностью выбрать места по вкусу и цене. Стоимость билета снижается к концу салона: чем дальше ряд от водителя, тем она ниже. Кроме того, места стоят дороже у окон, а у прохода дешевле. Розовым цветом выделены места, которые куплены для пассажиров-женщин. Сделано это для того, чтобы приобретающие билеты леди имели возможность выбрать место рядом с другой женщиной, ведь плотное размещение с незнакомыми мужчинами, как и в арабских странах, в Индии не приветствуется. Если вы мужчина, то не рекомендую занимать место рядом с тем, которое отмечено розовым цветом Ladies.
Здесь же в карточке автобуса можно выбрать Boarding Point (место посадки). Рекомендую выбирать исключительно Kashmiri Gate (я выделила это поле голубым прямоугольником), ниже подробно расскажу почему. В остальном, думаю, всё понятно: указан маршрут (у меня Delhi to Manali), время отправления и прибытия, количество свободных мест (Seats Available), тип автобуса (Semi Sleeper — это раскладывающиеся в полулежачее состояние сиденья). В Индии есть и Sleeper-автобусы, представляющие из себя этакий плацкартный вагон с боковыми полками вместо сидений. Но в Гималаи такие автобусы не ходят из-за особенностей пути, потому в них есть либо просто сидячие места, либо «полулежачие», т.е. с возможностью далеко откидываться.
После выбора понравившегося автобуса, необходимо заполнить свои данные (ФИО, возраст, пол) на английском языке, обязательно электронную почту (туда придёт билет), а в поле телефон тоже что-то нужно вписать (но код страны доступен только +91 — Индия, так что я пишу любые цифры), в поле Pin Code нужно вписать индекс проживания (в Индии), я обычно указываю 403512 (это индекс Гоа) и в остальных полях State и City уже автоматически подгружается NORTH GOA. Эту информацию никто не проверяет, так что можно вводить любую.
💳 Теперь этап оплаты. Оплатить заказ можно только зарубежной картой (российские везде заблокированы), у меня есть белорусские карты и оплата по ним прошла без проблем. Единственный нюанс! Платёж проходит только в том случае, если вы покупаете билеты из Индии, т.е. вы должны находиться уже внутри страны. Но VPN спасает, я зашла под индийским ip из России, и купила наконец билеты. Прямо скажем, путь кривой (индийский впн да белорусские карты), но зато всё получилось. На других сайтах оплата билетов не проходила ни при каких условиях.
Если у вас нет зарубежных карт, можете попробовать заказать билеты на индийские автобусы на сайте 12go.asia. На нём, насколько помню, российские карты работали. Но меня от покупки остановило то, что у них доступных мест на нужный мне автобус было совсем немного и они были в конце салона (видимо на сайте отражается только какой-то пул свободных мест). В это же время на оф.сайте самого перевозчика салон был практически полностью пуст. А раз у меня была карта белорусского банка, то приобрела билет у них.
Но за неимением возможности оплатить заказ иностранной картой, советую попробовать 12go.asia. Сайт это надёжный, билеты на автобусы и поезда Азии брала у них ранее уже десятки раз.
Стоянка автобусов возле станции метро Kashmere Gate
Я уже упомянула ранее, что советую пунктом отправления выбирать именно ISBT Kashmiri Gate. Это довольно крупный хаб по автобусным перевозкам в Дели. Стоянка автобусов находится в шаговой доступности от станции метро Kashmiri Gate, так что туда невероятно удобно добираться из любого района Дели.
⚠️ Но обращаю внимание: перед поездкой видела обсуждение в чатах о том, что люди путаются, ищут свой автобус на автовокзале, который находится там же поблизости. Чтобы не заблудиться, выходите со станции метро Kashmere Gate через Выход №1 (Gate 1). После выхода из него поверните направо и через несколько метров увидите известную пиццерию «Domino Pizza» и примыкающий к ней офис Laxmi Holidays. Его сразу заметно с улицы, выглядит он так.
Туда мы прибыли чуть заранее, чтобы сразу узнать всё ли в порядке с нашим рейсом и какой у нас номер автобуса. Всё успешно выяснили и решили до отправления сходить поесть. И вот тут я ещё раз оценила, что мы отправляемся именно с Kashmere Gate. В том же здании, где находится офис перевозчика, открыто множество ресторанчиков и кафе, включая знакомые нам Burger King и KFC. Но нам фастфуда не хотелось, потому я решила присмотреться к ресторанам индийской кухни.
Несколько раз мы прошли мимо такого вот симпатичного ресторанчика «Dosa Planet». Мне он дико нравился своим дизайном и уютом, который чувствовался даже через окна. Но зайти туда я решилась не сразу, казалось это уж слишком дорогое заведение. В конце концов желание посидеть в таких «декорациях» пересилило и мы с Мишутой плюхнулись на мягкие диванчики в их прохладном от кондиционеров зале.
Цены неожиданно оказались приемлемыми! В среднем 150-200 рупий за блюдо, а огромные досы (хрустящие блинчики с начинками) стоят от 80 рупий. Мы выбрали лапшу с овощами и она оказалась совершенно не острой, сын ел без проблем, а он острое не выносит. Порции очень большие, можно смело заказывать одно блюдо на 2х-3х человек. В общем, от души советую найти ресторан Dosa Planet, находится он в крытом проходе за Бургер Кингом. Время ожидания автобуса в нём пролетело незаметно и весьма скрасило общие впечатления от того вечера.