Театр Катхакали — традиционное южноиндийское представление

Катхакали присущ южноиндийским штатам — Керала и Карнатака. Именно там до сих пор традиция этого танца и распространена. Я знаю лишь то, что занимаются этим видом искусства только мужчины, даже женские роли исполняют именно они. Мальчики изучают такую «науку» с детства. Еще не каждому дано быть артистом на этом поприще. Кто-то добивается огромных успехов, а кто-то довольствуется малыми театрами. К слову, нам, непросвещенным туристам, вполне хватит и неглубоко погружения, т.к. все равно всего смысла людям, не знакомым с индуизмом, не понять. Да-да, именно религия лежит в основе танца. С помощью танца рассказывается та или иная история из жизни Богов, описанная в ведах, в частности в «Рамаяне» — древнеиндуисских книгах-эпосах (в христианстве, наверное, можно сравнить их с Библией, но сравнение все равно получится весьма грубым).

Из Википедии: «Катхакали — традиционное танцевально-драматическое искусство южноиндийского штата Керала, возникшее в XVII веке. Истоки катхакали — народная драма и танцы, которые исполнялись керальскими крестьянами. Традиционно катхакали исполнялось на открытом месте в лунную ночь и длилось до рассвета.

Катхакали исполняется мужчинами, которых готовят в специальных школах. Обучение начинается с 11-летнего возраста и продолжается 5-6 лет. В состав труппы артистов катхакали обычно входят несколько танцоров, оркестр из четырёх человек и два-три исполнителя речитатива, излагающие изображаемый сюжет. Основная роль в Катхакали отводится пантомиме и языку жестов, поэтому исполнители Катхакали считаются актёрами, а не танцовщиками. К середине ХIХ века Катхакали пришёл в упадок. Ключевую роль в его возрождении сыграл малаяламский поэт Нараяна Менон Валлатхол (1878—1958).»

Итак, одна из историй Кришны.

Саму историю я вам не поведаю, т.к. никогда не интересовалась никакой кришнаитской мифологией. Из представления вынесла мало смысла, больше привлекала именно сама постановка и национальный колорит. Более того, «рассказ» Катхакали совершенно без слов или диалогов, лишь какие-то напевы на местном наречии под барабан. Но так и задумано. На самом деле задача артистов изобразить пантомиму с помощью эмоций и мудр. Но об этом чуть попозже, сначала о подготовке к представлению.

Когда нас привезли в этот театр (в конце я опишу как нас случайно туда занесло ;)), люди еще только начали собираться. Мы с подругой уселись в первом ряду и стали наблюдать за действом. Артист с главной ролью специально все свои приготовления производил на глазах у публики, т.к. это тоже важный своеобразный обряд.

Для начала, конечно, на лицо наложили зеленую краску, т.к. Кришна частенько изображается именно в зеленом виде (меня, кстати, всегда интересовала есть ли хоть какая-то связь с египетским Осирисом? но это отступление :)).
Далее наносится клей, чтобы прицепить, как я поняла, своеобразную «бороду».

Мне постоянно это напоминает ошейник для собак и кошек, которые им нацепляют ветеринары во время болезней =)

Артист производит осмотр красоты макияжа :)

Далее помощник удалился готовить одежду, а актер уже сам продолжает накладывать грим.

Обратите внимание на его фигуру. Я бы сказала, что немного толстоват, именно такое телосложение должен иметь настоящий актер Катхакали. У нас в городе когда-то был Балет толстых Евгения Панфилова, так вот там было запрещено «балеринам» худеть, надо было поддерживать необходимый вес. Здесь ситуация такая же: если актер слишком похудеет или пополнеет, то он уже не будет подходить под формат, поэтому они бдят и поддерживают свое тело именно в этой форме.

«Боевой раскрас», конечно, занимателен.

Дальше дело идет за костюмами.

На ноги натягиваются специальные бубенчики, которые во время представления при резких прыжках и вообще эмоциональных топаниях наполняют комнату нервным звяканием.

За одеванием актеров не менее интересно наблюдать.

Ну прям балерун! :)

А поверх «пачки» надевается такая вот миленькая юбочка ;)

Ну и верх, естественно, не останется обнаженным — помощник аккуратно поправляет красную шелковую (или атласную?) блузку.

В это время за кадром готовился второй актер. И вот он во всей красе выходит к народу.

Дяденька на втором плане что-то маловнятно на ломанном английском начинает рассказыть зрителям о Катхакали. О его происхождении и смысле. Параллельно с его рассказом актер начинает показывать те или иные эмоции, а мужчина объясняет что именно они обозначают.

Гордость и надменность.

Вроде как строит глазки :)

Удивлен!

В печали, ну и вообще «ща всплакну» =)

Испуг.

«Кислая мина» недовольства.

На грани истерики

Не помню, что именно означает, но мне напоминает «Брысь!» :)))

«А ты…!». Какой-то коммунистический лозунг :)

Молитва

Далее уже пошли не столько эмоции, сколько мудры — определенные жесты. Обратите внимания на пальцы рук.

Думаю, любому европейцу, да и даже большинству современных индийцев, сакральный смысл этого древнего языка жестов совершенно неизвестен.

Насколько я знаю, мудры используются во многих индийских танцах, не только в Катхакали. Но таких знаков тысячи, с помощью мудр можно рассказать всю историю и выразить любые эмоции, но многим ли дано это сегодня? Вспоминается книга Ефремова о Кхаджурахо и храмовой танцовщице. Была она написана то ли в 19, то ли в нач 20 века. Так вот уже тогда было удивительно, что танцовщица тонко и чутко использовала мудры, передавая с их помощью всю гамму чувств своей души.

Ну думаю данная эмоция ясна всем — «А заааапах» =)

Наконец дело дошло и до самого представления. На сцену вновь вышел Кришна, уже во всем своем великолепии — с законченным макияжем, мелкими, но важным элементами, такими как «погоны», браслеты, бусы и прочее-прочее, с прицепленной шевелюрой и этакой короной на голове.

Второй актер, тот, что с желтым лицом, уселся за инструменты и начал, побрякивая по барабанам и звякая в бубен, что-то канючно напевать.

Кришна вошел в раж.

Эмоции лились через край.

От весьма агрессивных до прям-таки умиротворенных.

Мудры тоже использовались на протяжении всего спектакля.

Нет, он не присел отдохнуть. Просто одна из сцен :)

По сценарию явно прописана задумчивость. Не тот ли это момент, когда Кришна на полянке среди своих овечек (или кого он там пас?), раздумывал об этом бренном мире?

Под конец представления была такая движуха, что ни одной внятной фотки не вышло, все слишком смазанно при таком-то свете. Я, к сожалению, не поняла, что именно произошло с беднягой, но танец изображал чуть ли не предсмертные судороги.

А после спектакля все желающие могли пофоткаться с главным героем :)
Индийские молодожены.

И еще одна прекрасная индийская пара, были с родителями. Девочка прям сама святая скромность, а мальчик очень хорошенький =)

А теперь немного о том, как же мы попали на Катхакали. Честно признаться, у меня в голове почему-то отложилось, что сходить на данное представление можно только в Кочи. Но столицу Кералы мы преднамеренно проехали на поезде, хотя билет был именно до туда :)

Но в Алаппузе мы попали в офис прекрасной местной туристической компании, контакты которой я уже однажды давала. Нет-нет, обычно услугами подобных мы не пользуемся, все сами-сами. Но нам был необходим билет до Коллама на лодки, а они продаются именно в таких вот фирмах. Я уже писала в посте об Алаппузе, что в этом офисе работают замечательные люди, и цены на те же билеты дешевле, чем в остальных местах.
Они нам подробно рассказали еще и о парках Кералы, какие прекрасные виды и места есть в этом замечательном штате. Причем не навязывали экскурсии, а просто делились впечатлениями и советовали в какую сторону можно податься. В конце они оговорились и о Катхакали. Я удивленно переспросила неужели и в Алаппузе показывают его, на что мне дали утвердительный ответ. А потом даже предложили сходить за половину стоимости — всего за 100 рупий!!! Мы подумали и решили, что это того стоит, потому как неизвестно когда еще увидим нечто подобное.
Единственная загвоздка была в том, что на след день мы уезжали, а сегодня представление начиналось уже через 10-15 минут, мы же даже не знали где оно проходит. И тогда, вуаля, один из дяденек попросил водителя авто (!) довезти нас, хоть было и недалеко, но просто чтоб уж мы не блуждали и не боялись опоздать. Как мажоры, на кондиционированной машине (это простые-то ободранные бекпекеры :)), мы прибыли в клуб, предъявили свои билеты за 100 рупий, на которых была напечатана цена 200, и уселись довольные в зале аж в первом ряду. Вот так-то! Помимо самого представления еще и предыстория была такой позитивной, что Алаппуза вообще нас добила своей добротой и расслабила до невозможности :)
А на следующий день мы прибыли к офису этой фирмы и дяденьки нам помогли донести багаж до Jetty, откуда начиналось наше путешествие по заводям Кералы.
Если, кто-то собирается в те края, просто очень рекомендую эту фирму и даю ее контакты:
Akkarakkalam Buildings, Near Canara Bank,
Jetty Road, Alleppey — Kerala.
+91 477 3294466, 3294477
info@massholidays.com, mail@massholidays.com, massholidays@gmail.com
www.massholidays.com

Ну а напоследок еще выкладываю и видео с Катхакали. Не сильно качественное (да еще YouTube несщадно его сжал), но все равно хоть немного дает лучшее понятие что это вообще такое и как происходит действо.

Сейчас посмотрела, освежила свои впечатления, и сделала вывод, что не удивительно, что сюжетной линии я совсем не поняла =)

🎔 Поделиться // Сохранить // Оценить:

12345 / уже проголосовало: 1, средняя оценка 5,00 из 5
Загрузка...


Комментарии // Вопросы // Отзывы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *