Держитесь! Более разнообразной и сложной транспортной системы я не встречала ни в одном городе, в котором побывала. Даже путанный китайский и индийский городской транспорт не сбивал меня так с толку. Но сложным стамбульский общественный транспорт кажется только на первый взгляд. На практике же всё довольно понятно и логично. Просто заранее узнайте о всех видах транспорта, чтобы на месте понимать, как удобнее добираться до той или иной точки города. Давайте вместе разберём все типы транспорта в Стамбуле.
СОДЕРАЖНИЕ СТАТЬИ
- Стоимость транспорта в Стамбуле
- Такси в Стамбуле
- Трансфер из аэропорта
- Шатлы Хаваис и Хавабас
- Схема стамбульского транспорта
- Метро в Стамбуле
- Электрически Мармарай
- Трамваи Стамбула
- Исторический трамвай
- Городские автобусы
- Фуникулёры
- Канатка Телеферик
- Метробусы
- Вапуры — водный транспорта Стамбула
- Яхты для прогулок по Босфору
- Стамбульские паромы
Для удобства я разбила весь транспорт по разделам — от самого необходимого сразу по прилёту до прочего общественного транспорта. То есть сначала я перечислю стамбульский транспорт, на котором можно добраться из аэропорта, а затем тот, что есть в городе и наилучшим образом подходит туристам для знакомства со Стамбулом.
Сколько стоит транспорт в Стамбуле и как его оплачивать
Но прежде чем перейти непосредственно к описанию и особенностям транспорта, я скажу несколько слов о том, как оплачивать проезд в нём. Для этого используется специальная транспортная карта Istanbulcart. Стоит она 70 лир, а купить её можно в специальных терминалах на станциях метро и причалах.
Выглядит она вот так.
В последующем для поездок по городу Истанбулкард необходимо время от времени пополнять, потому что везде с неё списывается оплата за проезд. Практически всегда она составляет 17,7 лир и лишь на некотором транспорте она выше, это я указала в описании каждого из видов транспорта ↓↓↓. Ну а самой транспортной карте у меня посвящена целая отдельная статья, где я в подробностях и с фото описала, как и в каких терминалах она покупается и пополняется.
1️⃣ Все виды транспорта, чтобы добраться из аэропорта Стамбула
В этом разделе мы рассмотрим следующие варианты доехать из аэропортов (распределила их от самого дорогого до самого дешёвого):
- Трансфер — на заранее забронированной машине до отеля. Подойдёт большим компаниям, семьям с детьми, а также путешественникам, у которых много багажа.
- Такси — классический удобный вариант добираться до отеля после прилёта.
- Аэропортовые шатлы — комфортабельные автобусы, которые везут в центральные районы Стамбула.
- Метро — самый дешёвый способ, но для его использования я рекомендую селиться в отелях, расположенных по ходу той ветки, которая ведёт из аэропорта. Иначе все плюсы быстро испаряются, когда с чемоданом приходится делать несколько пересадок, чтобы добраться в свой отель.
Весь перечисленный транспорт можно использовать, чтобы доехать из аэропорта в город. Расскажу про каждый подробнее.
🚕 Такси — классический способ добраться из аэропорта Стамбула
Такси в Стамбуле представляет собой распространенный и удобный способ передвижения по городу. Они легко узнаваемы по жёлтому цвету кузова с черными полосами. Чтобы поймать такси, можно поднять руку на улице, но также распространен способ вызова такси по телефону или через приложения, такие как BiTaksi (для регистрации требуется турецкий номер) или Uber (можно зарегистрироваться с зарубежным номером телефона).
😎 Как я бронирую жильё в отпуске
После ухода Airbnb из РФ достойным аналогом для меня стал только сайт Суточно. Остальным проектам банально не доверяю. Не раз обжигалась.
Здесь же большая база квартир и домов для посуточной аренды по всему миру, а главное — прозрачный процесс бронирования с гарантией возврата денег 👍
Подыскать себе отпускное жильё →
По российским меркам желтое такси — это эконом, голубое — комфорт, черное — скорее как комфорт плюс. Но голубые встречаются довольно редко.
Отмечу, что в турецких приложениях такси показывается только примерная стоимость поездки, а не как мы привыкли видеть фиксированную цену. Окончательную стоимость можно узнать только воспользовавшись услугой, т.к. она всегда рассчитывается исключительно по счётчику. Потому при посадке обязательно проверяйте, чтобы водитель включил счётчик.
Начальная стоимость посадки в стамбульское такси составляет 25 лир, а за каждый километр тикает ~20 лир. Минимальная стоимость поездки составляет 90 лир. То есть, если вы проехали всего пару километров, вы всё равно оплатите 90 лир минимум.
Особенности поездок на такси в Стамбуле, которые стоит учитывать туристам:
- Трудно найти такси в часы пик. Оплата зависит от расстояния, потому водителям невыгодно стоять в глухой пробке.
- В туристических местах много машин такси ждут клиентов, но часто они отказываются ехать по счётчику и называют стоимость поездки в 1,5-2 раза выше счётчика.
- Довольно трудно найти такси на короткое расстояние. Хотя минимальная стоимость поездки 90 лир, периодически найти такси, чтобы проехать пару километров, сложно, особенно если по пути пробка.
- Таксисты могут отказать в поездке на другой континент (из Европейской части Стамбула в Азиатскую и обратно), т.к. они привязаны к стоянкам и им нужно будет вернуться, а клиента на обратный путь найти сложно. Не удивляйтесь, если такси довезет вас до моста и предложит пересесть в другое такси — это считается нормальной практикой.
- Ну и следите за уловками, чтобы был включён счётчик, чтобы при посадке на таксометре было не больше 25 лир, и не соглашайтесь ехать по фиксированной цене.
Как и в любой сфере в такси есть приятные, честные и порядочные работники, но попадаются и желающие заработать не совсем честно.
Вообще, стоимость стандартной поездки из аэропорта в город на стамбульском такси составляет 30€-35€. Лучше ориентироваться именно на цену в евро, т.к. курс лиры постоянно падает, а цены растут. Соответственно, если я вам назову сегодня стоимость поездки 1000 лир, на даты вашей поездки она уже может подняться в два раза.
Также следует быть внимательными к маршруту, по которому едет таксист. Некоторые могут намеренно выбирать более длинные пути, чтобы увеличить стоимость поездки. Важно быть уверенным и указать конечное направление заранее, а также желательно следить за маршрутом на карте, чтобы избежать лишних затрат. Мне помогали Яндекс.карты, они отлично работают в Стамбуле. Из оффлайн-приложений (работающих без Интернета) я пользовалась приложением Organic Maps.
Вот ещё возможные варианты обмана туристов в стамбульских такси:
- включить таксометр заранее, чтобы при посадке уже набежала сумма,
- не включить таксометр вообще и по прибытии назвать стоимость из головы,
- не согласиться ехать по таксометру, а сразу назвать фиксированную сумму выше официального тарифа,
- добавить сверху завышенную сумму за проезд по платной трассе, по мосту или по тоннелю (оф.цена проезда по платной трассе составляет ~50 лир, но таксисты бывают говорят клиентам, что за это необходимо доплатить 500 лир и больше).
В целом, такси в Стамбуле представляет собой удобный и безопасный способ передвижения, если соблюдать необходимую осторожность. Даже несмотря на то, что по некоторым оценкам значительное количество обмана в Стамбуле приходится как раз на таксистов, а не на всяких воришек и ушлых продавцов, для поездок в аэропорт и обратно такси остаётся одним из лучших вариантов.
В других же случаях, чтобы лучше понимать город, я всё-таки рекомендую меньше ездить на такси, а больше гулять и пользоваться общественным транспортом. Он удобен, быстр и относительно недорог! При этом транспортная система Стамбула очень развита и позволяет легко добираться в разные концы города.
🚗 Трансфер — самый комфортный способ доехать из стамбульского аэропорта
Думаю, не нужно объяснять, что из себя представляет трансфер. Наверняка все из нас видели этих людей при выходе из зон прилёта, которые ожидают пассажиров с табличками. Именно так водители обычно и встречают в аэропортах. Но в Стамбуле такие человечки с табличками запрещены. Однако, при заказе трансфера в описании обязательно присутствует инструкция о том, куда идти и у какого выхода водитель ждёт гостя. Так что волноваться не стоит.
Плюсы заказанного заранее трансфера:
- Фиксированная стоимость проезда, т.е. никаких сюрпризов, сколько там набежит по счётчику,
- Можно внести предоплату онлайн российской картой, т.е. в аэропорту не придётся обменивать деньги по невыгодному курсу или искать банкоматы, которые работают с картами Юнионпей (карты МИР в Турции давно не принимают),
- Не нужно бегать и искать машину на месте — вас уже ждут,
- Трансфер доступен в любое время суток, особенно это актуально для позднего или ночного прилёта,
- Не тратятся нервы на переговоры с таксистами (с ними приходится торговаться, в оба глаза следить за работоспособностью счётчика, надеяться, что не обманут, завысив стоимость проезда по платной дороге, например, и т.д.).
Я, если честно, обожаю трансфер. Не всегда его заказываю, но когда прилетела в город впервые и было около полуночи, то оценила удобство трансфера на все 100%.
Реклама. ООО «Спутник». ИНН 7814547081
Иногда недорогой (или порою совсем бесплатный трансфер) предлагает Букинг, если забронировать у них отель от 300€. Кстати, Букинг в России по-прежнему позволяет бронировать жильё, если выбирать варианты с оплатой на месте наличными. Как это сделать, чтобы всё получилось, я расписывала в этой подробной статье.
✈️ Аэропортовые шатлы — Хаваист и Хавабас
Автобусы Havaist и Havabüs в Стамбуле – это современная система общественного транспорта, предназначенная в основном для обслуживания аэропортов и пригородных районов города.
Автобусы очень комфортные, чистенькие и быстрые.
Стоят они при выходе из аэропорта, их легко найти по указателям.
Главная функция этих автобусов в Стамбуле – обеспечение комфортной перевозки пассажиров между аэропортами и центральными районами города. Эти автобусы оснащены современными удобствами, такими как кондиционеры, Wi-Fi и места для багажа, что делает их привлекательным вариантом для туристов и местных жителей.
👉 Havaist ходят из нового аэропорта Истанбул (код IST, расположен в европейской части Стамбула) по следующим удобным для туристов направлениям:
- Аэропорт IST ↔ Кадыкёй (HVIST-14),
- Аэропорт IST ↔ Аэропорт Сабиха Гёкчен (HVIST-13),
- Аэропорт IST ↔ Аксарай (HVIST-12),
- Аэропорт IST ↔ пл.Таксим (HVIST-16).
Все маршруты автобусов Хаваист и их актуальное расписание движения лучше перед своей поездкой посмотреть на оф.сайте.
👉 Havabüs ездят из старого аэропорта Сабиха Гёкчен (код SAW, расположен в азиатской части Стамбула) по следующим маршрутам:
- Аэропорт Сабиха ↔ пл.Таксим,
- Аэропорт Сабиха ↔ Кадыкёй,
- Аэропорт Сабиха ↔ Ёникапи (Yenikapı).
Всю информацию и расписание шатлов Хавабас можно также посмотреть на их официальном сайте.
Чтобы оплатить проезд, необходимо обменять небольшую сумму в аэропорту, либо снять деньги с зарубежной карты, если она у вас есть. Банкоматов много разных, по своему опыту рекомендую банкоматы банка Ziraat или VakıfBank. Обменники в стамбульских аэропортах совершенно невыгодны, потому не спешите менять большие суммы. Минимум, который они соглашаются обменять, составляет 20$. Я обычно столько и обмениваю, чтобы хватало только на оплату проезда, не больше. Лучше везти с собою в Стамбул доллары или евро. В аэропортах можно найти обменные пункты, где меняют рубли (по дико сниженному курсу), но в городе таких мест практически нет.
Аэропортовые автобусы ходят круглосуточно, а проезд на них стоит 204 лиры (цена постоянно растёт, потому ориентируйтесь на евро ~6€). Оплата производится наличными водителю. Проверьте в своих авиабилетах, в какой именно аэропорт вы прилетаете, и далее выберите подходящий маршрут автобуса.
Для туристов Хаваист и Хавабас полезны в первую очередь как средство быстрого и удобного достижения аэропортов Стамбула за доступные деньги, предоставляя прямые поездки из центра города до авиагавани и в обратном направлении. Эти шатлы отлично экономят время и упрощают поездки.
2️⃣ Наземный транспорт Стамбула
Следующим вариантом добраться из стамбульских аэропортов является метро. Но к нему невозможно перейти без транспортной схемы города. Потому ознакомимся с нею внимательно.
Карта транспорта Стамбула
На этой схеме отмечены не только ветки метро, но и остальные наземные виды транспорта. Их я подписала в легенде сбоку, также отметила основные достопримечательности, чтобы было понимание как до них можно добраться на том или ином виде транспорте.
Чтобы рассмотреть подробнее карту стамбульского транспорта, просто нажмите на неё (откроется в новом окне).
На схеме также отмечены оба аэропорта Стамбула, их я отметила значком самолёта. Обратите внимание, что из нового аэропорта IST ведёт сиреневая ветка М11 (цена проезда на ней составляет 25 лир), а из старого аэропорта Сабиха Гёкчен ведёт розовая ветка М4 (на ней стоимость проезда 17,7 лир). То есть до города недорого и без проблем можно домчаться без пробок на метро. Честно говоря, для меня это самый удобный способ, именно так я в основном и езжу в центр Стамбула из аэропорта. Расскажу детально, как пользоваться стамбульским метро.
🚇 Метро в Стамбуле
Метро Стамбула – это ключевая часть городского транспорта, начавшая свою историю в 1989 году с открытия первой линии. Сегодня система включает 9 линий, простирающихся на более чем 150 км. Она играет ключевую роль в обеспечении эффективной транспортной инфраструктуры и удобства передвижения для жителей и туристов. Метрополитен в Стамбуле охватывает различные районы города и обеспечивает связь между центром и окраинами, это прекрасно видно на схеме выше.
Важно отметить, что метро в Стамбуле обычно довольно надежное и эффективное средство передвижения. Станции метро обычно чистые, хорошо освещенные и оборудованные современной инфраструктурой, что делает поездки комфортными для пассажиров. Благодаря четкой сети линий и расписанию движения, туристы могут легко перемещаться по городу и посещать различные достопримечательности.
Тут я еду на метро в аэропорт на первом поезде в 6 утра. Метро работает с 6 утра до полуночи. Как видно, люди на станции уже есть, по моим личным ощущениям вокруг было абсолютно безопасно.
Вообще, что касается безопасности для туристов, метро в Стамбуле считается относительно безопасным средством передвижения. Я совершенно не ощущала там подозрительных личностей и не встречала каких-то попыток обмануть. Хотя лично видела разборку, когда на эскалаторе в толпе молодые парни плотно прижались к взрослому турку и попытались у него вытащить кошелёк, а он заметил, в итоге собралась приличная такая сходка для драки. Читала отзывы и русских ребят, которых также в толпе в общественном транспорте ограбили, прижавшись плотно и подчистив все карманы.
❗ Потому, как и в любом другом крупном городе, в Стамбуле важно соблюдать базовые меры предосторожности. Рекомендуется следить за своими ценностями и имуществом, особенно в переполненных вагонах, а также быть внимательными к окружающей обстановке. Рюкзаки в набитом транспорте лучше снимать или надевать их на грудь, а поясные кошельки должны быть под одеждой, а не снаружи. Ну и в карманы ни телефоны ни деньги класть не нужно.
Для оплаты проезда в метро используется Istanbulkart — многоразовая транспортная карта, которая также работает и в других видах общественного транспорта. Карту можно купить и пополнить в терминалах на станциях метро. Подробную инструкцию, как приобретать Истанбул карт и оплачивать ею проезд я уже писала в отдельной статье.
Поезда в стамбульском метро обычно современные, комфортабельные и хорошо оборудованные. Вагоны, как правило, оснащены кондиционерами, удобными сиденьями и информационными экранами, предоставляющими информацию о текущем маршруте и следующих остановках. Обычно поезда ходят с небольшими интервалами, что позволяет пассажирам быстро добраться до своего пункта назначения.
Стандартный вагон метро в Стамбуле. Чаще из одного вагона в другой можно пройти, но встречаются поезда с раздельными вагонами.
Если вы посмотрите на схему метро выше, где я отметила также основные достопримечательности города, то можете увидеть, что для туристов в Стамбуле особенно полезными маршрутами следующие линии метро:
- Линия М2 (от Hacıosman до Yenikapı), которая соединяет Стамбул с его северными и центральными районами, проходя через такие достопримечательности, как площадь Таксим и улица Истикляль со старинным трамвайчиком, а если выйти на станции Шишхане, то удобно под горку спуститься к Галатской башне и до самого Каракёя к Босфору и Галата-мосту.
- Линия М11 связывает город с международным аэропортом Истанбул (IST), обеспечивая удобный доступ к аэропорту.
- Линия М4 идёт практически через всю азиатскую часть Стамбула напрямую из аэропорта Сабиха Гёкчен до прекрасного атмосферного района Кадыкёй.
В целом, метро является относительно безопасным и комфортным способом передвижения для туристов в Стамбуле. Практически каждый день в Стамбуле я использовала метро, т.к. его сеть отлично развита и позволяет удобно планировать маршруты для осмотра самых интересных мест.
🚆 Мармарай — пригородная электричка, соединяющая Европу и Азию
Мармарай — это микс из модернизированной системы метро и пригородных поездов, соединяющая европейскую и азиатскую части Стамбула под проливом Босфор. Она была запущена в Стамбуле в 2013 году, что стало значимым шагом в развитии городской инфраструктуры. Мармарай обеспечивает быстрое и удобное соединение между обеими частями города, предоставляя возможность пассажирам избежать проблем с транспортными пересадками и пробками на дорогах.
Проезд на Мармарае стоит ~35 лир, оплачивается также транспортной Истанбулкарт.
Для туристов Мармарай — это в первую очередь удобное и эффективное средство передвижения между главными достопримечательностями города. Например, я на метро приехала из аэропорта Сабиха Гёкчен в Кадыкёй, а оттуда на Мармарае уехала в Европейскую часть Стамбула (до станции Сиркеджи), сразу ухнув с головой в исторические кварталы 😍 Благодаря своей скорости и доступности, Мармарай также облегчает поездки к ключевым местам, таким как аэропорты и популярные районы на побережье Мраморного моря.
Вот расписание первого и последнего отправления Мармарая с разных станций.
Поразительно, но длина тоннеля под проливом составляет 1,4 км. По сути это бетонная труба, устойчивая к землетрясениям и закопанная на глубине 4,5 м под морским дном и на 60 м под уровнем моря. Когда-то пермякам (я родом из Перми) твердили, что невозможно построить метро из-за нашей реки Камы, которая соединяет два берега города. Петербургу широкая Нева не помешала постройке метро, Стамбулу загруженный морской пролив с дикими течениями не помешал строительству подземного поезда, а Перми Кама вот мешает))
Но под землёй Мармарай едет только через море, в остальных же районах это простая электричка, за окном которой пролетают городские ландшафты.
В целом, Мармарай в Стамбуле является не только эффективным средством транспорта, но и частью уникального опыта для туристов, предоставляя им доступ к культурным и историческим достопримечательностям города в комфортных условиях.
🚊 Трамваи Стамбула
Стамбульские трамваи представляют собой очень важную часть городской транспортной системы, предоставляя жителям и туристам ещё один удобный и доступный способ передвижения по городу. На схеме выше в статье ↑↑↑ линии трамваев отмечены буквами «Т», т.е. Т1, Т2 и т.д.
Практически ни один из туристов не избегает поездки на главном трамвайном маршруте Т1, который ходит от пирса Кабаташ вдоль набережной Босфора, проезжая огромный порт Эминёню и поворачивая в самый исторический центр к знаменитой Айя Софии и другим византийским и османским достопримечательностям. Это прямо-таки обзорная поездка получается, а не просто способ добраться из пункта А в пункт Б.
Стоимость проезда на трамваях в Стамбуле такая же, как на метро — 17,7 лир. Оплачиваются поездки тоже картой Истанбулкард.
Отмечу, что эта линия трамвая настолько популярна, что народу там всегда битком. Повезёт, если удастся влезть с первого раза. По этой причине у меня нет даже ни одного фото оттуда, ведь пока я ехала из центра до Кабаташа мои руки были буквально по швам :) Зато есть случайное фото трамвайной остановки.
Вход на остановку производится через турникеты, к которым нужно приложить Истанбулкард. То есть оплата проезда производится не в самих трамваях, а именно на остановках.
В общем, для туристов стамбульские трамваи также являются удобным и доступным способом изучения города и его культурного наследия. Они обеспечивают простой доступ к главным достопримечательностям и удобную транспортную связь между различными районами города. Кроме того, поездка на трамвае позволяет насладиться уникальной атмосферой города и получить новый взгляд на его жизнь и культуру. Только в таких толпах, какие набиваются в вагоны, всегда держите все свои ценности в поле зрения.
🚋 Старинный трамвайчик Nostalgic Tram
Исторический трамвай (Istanbul nostalgic tramway) можно вынести в отдельный вид транспорта. Несмотря на то, что на транспортной карте Стамбула они отмечены как трамвайные маршруты, всё-таки эти ретро-трамвайчики в первую очередь используются туристами в качестве атмосферных прогулок.
Оно и понятно. Много ли где можно прокатиться на таком раритетном транспорте?
Стамбул когда-то обладал обширной сетью трамвайных маршрутов как на восточной, так и на западной стороне города. В 1871 году они начали функционировать в виде конки — городской железной дорогой с конной тягой, перейдя со временем на электричество. С каждым годом добавлялись новые маршруты, и пик этой сети пришелся на 1956 год, когда 108 миллионов пассажиров были перевезены на 56 линиях с использованием 270 вагонов. Однако, как и во многих мегаполисах мира, трамвайная система в Стамбуле стала угасать, окончательно прекратив своё существование в 1966 году.
Возвращение трамваев в Стамбул произошло в 1990 году с открытием ностальгической линии пл.Таксим ↔ Тунель (линия Т2). Он следует по известной пешеходной улице Истикляль, центру культурной и торговой жизни города, с богатой историей и архитектурным многообразием. Трамвай имеет ретро-дизайн, воссоздающий атмосферу начала XX века, что придает улице особый шарм.
Этот уникальный транспорт стал неотъемлемой частью образа Истикляль. По ходу движения трамвайчик ещё «бибикает» колокольчиком и этот звук у меня тоже теперь ассоциируется со Стамбулом.
Ещё одну линию старинного трамвая запустили в 2003 году в азиатской части города (маршрут Т3). Она менее загружена, т.к. расположена не в такой популярной части города, потому можно использовать её, если хочется прокатиться спокойно без толкучки. Проезд на историческом трамвае стоит также, как на остальных видах транспорта в Стамбуле — 17,7 лир.
У исторического трамвая есть свои остановки, на которых и происходит посадка. На моём фото видно при входе жёлтый терминал, именно к нему необходимо прикладывать транспорту карту Istanbulcard, откуда и списывается стоимость поездки.
Особой любовью у туристов пользуется поездка на подножке этого старинного вагончика. Это действительно особый необычный опыт. А местные таким способом ездят бесплатно, просто запрыгивая на подножку на ходу и также на ходу спрыгивая с нею.
👉 Лайфхак: если ехать на подножке страшновато, а классный кадр на ней сделать хочется, то просто вставайте на подножку во время загрузки пассажиров. Трамвай стоит на конечных по 10-15 минут, этого вполне хватает вдоволь наделать снимков с ностальгическом трамвайчиком ;)
🚌 Обычные городские автобусы
Городские автобусы в Стамбуле играют ключевую роль в общественном транспорте. Именно они обеспечивают максимально разнообразную сеть между различными районами Стамбула, позволяя жителям и гостям города быстро добираться в самые отдалённые уголки, до которых не протянуты рельсы. Учитывая размеры Стамбула, помощь автобусов порою очень нужна.
Я знаю, что многие туристы побаиваются пользоваться таким непредсказуемым видом транспорта, маршруты которого довольно запутаны. Но именно автобусы помогали мне легко добираться до любое желаемой достопримечательности. Я просто ради интереса забивала маршрут от моего отеля до какого-нибудь интересного места и всегда находился удобный прямой автобус. В то время как на метро и трамваях предстояло бы совершить кучу пересадок.
Вход в автобус осуществляется через переднюю дверь. Рядом с водителем установлен терминал, к которому прикладывается Истанбулкарт.
Стоимость проезда опять же составляет 17,7 лир.
Есть несколько способов узнать, на каком автобусе туристу добраться до нужного места:
- Онлайн-ресурсы: Интернет является отличным источником информации о городском транспорте. В Стамбуле есть официальный веб-сайт городского транспорта iett.istanbul, где можно найти схемы маршрутов, расписания и другую полезную информацию о городских автобусах.
- Мобильные приложения: Существуют различные мобильные приложения, специально разработанные для планирования поездок в городском транспорте. Они обычно предоставляют информацию о маршрутах, расписаниях движения автобусов, оптимальных путях и времени в пути. Для поиска нужных автобусов в Стамбуле я использовала Google.Maps, Moovit, Organic Maps (нажимая на остановки рядом, загружается ссылка со списком автобусов, останавливающихся здесь).
- Информационные табло: На некоторых автобусных остановках в Стамбуле установлены информационные табло, которые отображают номера маршрутов, направление движения автобусов и время ожидания следующего автобуса. К сожалению, табло есть далеко не везде.
- Обращение к людям: В случае затруднений или необходимости дополнительной информации, туристы могут обратиться к персоналу на автобусной остановке (если есть) или прямо к водителю. Я всегда всех вокруг засыпаю вопросами :) Правда в Турции практически не говорят на английском, так что тут в помощь Гугл.переводчик (только советую заранее предустановить в приложении турецкий язык, чтобы он загружался без Интернета)
Эти способы более менее легко помогают ориентироваться в городском транспорте и выбирать подходящий автобус для достижения желаемого места в Стамбуле.
Остановки в городе зачастую никак не отмечены. Я их нахожу только при помощи карты и ориентируясь на ожидающих людей.
Автобусы в Стамбуле ходят круглосуточно, но на каждое время суток по одним и тем же направлениям приходятся разные маршруты, потому при планировании пути на Гугл.картах нужно указывать время планируемой поездки. Тогда подбираются те номера автобусов, которые доступны в нужное туристу время суток.
Таким образом, стамбульские городские автобусы выполняют важную функцию в обеспечении мобильности и удобства для туристов, предоставляя им доступ к разнообразным местам в городе и способствуя исследованию его богатого культурного и исторического наследия.
🚟 Фуникулёр подземный
Фуникулер в Стамбуле — это удивительное средство передвижения между различными уровнями города по подземным тоннелям. Он особенно ценен для туристов, так как позволяет им легко и быстро достигать высоко расположенных районов и достопримечательностей, до которых тяжело взобраться пешком или же такая возможность вообще отсутствует.
Стамбульский фуникулёр представляет из себя пару вагончиков, поднимающихся по рельсам за счёт противоположной тяги (такие же вагончики в это же время опускаются вниз).
На транспортной схеме выше линии фуникулера отмечены буквами «F». Их всего три в городе, но я практически через день пользовалась этим видом транспорта, потому что расположены линии в исторических местах и для туристов весьма полезны. Вот по каким маршрутам ходят фуникулёры:
- F1 — с пирса Кабаташ до площади Таксим.
- F2 — из района Каракёй почти от Галатского моста до района Бейглоу недалеко от пешеходной улицы Истикляль.
- F4 — от станции метро Seyrantepe до торгового центра Vadistanbul (этот маршрут довольно далеко от тур.троп, так что он менее популярен).
Так выглядит вагончик фуникулёра внутри.
👆 Как и в других видах стамбульского транспорта оплата проезда производится при помощи Истанбул карт и стоит 17,7 лир. Турникеты для оплаты установлены при входе на станции. Фуникулёры курсируют вверх-вниз каждые 5-10 минут с 6 утра до полуночи. Время поездки составляет всего 3-5 минут, т.к. расстояния небольшие, просто круто в гору.
Машиниста в вагончиках нет, а управление ими производится при помощи всего одного оператора на станции.
В целом, фуникулер в Стамбуле является важным средством транспорта как для туристов, так и для местных жителей. Я не являюсь особым любителем пеших прогулок по горкам, так что очень оценила этот вид стамбульского транспорта.
🚡 Телеферик — канатная дорога Стамбула
Телеферик – это ещё один способ подниматься на стамбульские горы и холмы. Но её особенностью является то, что здесь предоставляется уникальная возможность насладиться великолепными видами на город и его окрестности с высоты птичьего полета. Честно признаться, я каталась на Телеферике не чтобы куда-то добраться, а именно ради развлечения и уникального опыта.
Вжжжуууух и ты над деревьями и домами!
Тем более стоит это удовольствием как и остальной городской транспорт — всего 17,7 лир, а оплачивается также удобно всего лишь одним прикосновением к турникету Истанбулкартой. Единственный минус — это очереди. Меня угораздило поехать на канатке в праздничный выходной, пришлось отстоять почти час в очереди на посадку. Но в обычные рабочие дни время ожидания ощутимо меньше. Люди, которым повезло прокатиться на стамбульской канатке без очередей, советуют приезжать прямо к 8 утра, когда начинает курисировать Телеферик (работает он с 8:00 до 20:00).
Тут стою в очереди на канатную дорогу. Многие турки приезжают целыми семьями и хотят ехать все вместе. Мне повезло, т.к. я была одна и как раз оставалось одно место в кабинке, в итоге меня пропустили вперёд нескольких семей.
На транспортной схеме выше в статье ↑ ↑ ↑ линии Телеферика отмечены буквами «TF», их всего две. Для туристов особенно интересен маршрут TF2, который поднимается на холм Пьер Лоти, откуда открывается прекрасный вид на Золотой Рог и Старый город. Поднявшись туда, вы можете насладиться панорамой города, сделать потрясающие фотографии, запечатлевающие красоту Стамбула с высоты, да и просто посидеть выпить чаю на террасах ресторанчиков, что открыты на вершине.
Вид сверху с холма Пьер Лоти на Золотой рог и саму канатную дорогу.
Другая линия TF1 расположена в относительно тихом живописном районе Стамбула, где зеленые парковые зоны являются оазисом спокойствия и свежего воздуха в сердце мегаполиса. Они предлагают возможность отдохнуть от суеты городской жизни и насладиться природными красотами. Если у вас есть время и возможность, обязательно покатайтесь на канатной дороге в Стамбуле.
Таким образом, Телеферик представляет собой не только средство передвижения, но и уникальный опыт, который обогащает путешествие и позволяет увидеть город с новой захватывающей перспективы. Для меня этот вид транспорта оказался не только практичным, но словно некой дверью к неповторимым приключениям, делая мою поездку в Стамбул еще более увлекательной и запоминающейся.
🚍 Метробусы
Метробусы в Стамбуле представляют собой интегрированную систему общественного транспорта, которая обеспечивает быструю и удобную связь между различными районами города. Основные маршруты метробусов пролегают по крупным автомагистралям и охватывают большую часть территории Стамбула, от пригородных до центральных районов.
По задумке метробусы — это помесь автобусов и метро :) Но нас-то не удивить такими «гармошками» в городе, правда?
Метробусы представляют собой важное звено городской транспортной системы, которое обеспечивает комфортное и быстрое передвижение по Стамбулу. Их использование позволяет экономить время и избегать сложностей с пробками на дорогах, что делает их привлекательным вариантом для поездок по городу.
Благодаря довольно быстрой скорости, продуманным маршрутам и большой вместимости метробусы представляют собой удобное и эффективное средство передвижения, особенно для того, чтобы посещать отдаленные районы или достопримечательности, находящиеся в пригородных зонах.
Фух, выдохнем, снова вдохнём… и нырнём в дальнейшее изучение транспортной структуры города — рассмотрим теперь водный транспорт. Тот редкий случай, когда он является не альтернативной заменой наземному транспорту и не просто морским развлечением для туристов, а именно полноценным общественным транспортом, без которого не обойтись.
3️⃣ Транспорт Стамбула для морских прогулок
Признаюсь, перед первой поездкой у меня голова шла кругом от разнообразия только наземного транспорта в Стамбуле, а уж про паромы я и думать боялась, была уверена, что не потяну этот опыт сразу. Потому подгадала с отелем так, чтобы из аэропорта добраться на метро и при этом не было необходимости в первый же день ещё пересаживаться на паромы. Иначе я бы точно уехала куда-нибудь не туда :)
Конечно, на постоянной основе пользоваться корабликами и паромами не сложно, но к этому нужно привыкнуть, плюс у таких поездок несомненно есть свои особенности. Давайте рассмотрим основные виды водного транспорта в Стамбуле и как они функционируют.
🚢 Вапуры — городские паромы
Вапуры в Стамбуле представляют собой традиционные паромы, которые являются неотъемлемой частью транспортной системы города. Эти паромы обеспечивают переправу через Босфор и Мраморное море, соединяя европейскую и азиатскую части Стамбула, а также обеспечивают связь с прилегающими островами и пригородами.
Вапуры принадлежат главному гос.перевозчику «Şehir hatları» («Шехир Хатлары»), что переводится как «Городские линии».
Вапуры являются важным средством передвижения для тысяч пассажиров, которые ежедневно пользуются этим видом транспорта для достижения своих мест назначения в разных концах Стамбула. Учитывая неординарный ландшафт города, так сложилось исторически, что порою проще доехать куда-то по воде, чем по земле. Так что этот способ используется поколениями и он по-прежнему не теряет своей актуальности, несмотря на тысячи лет.
Городские причалы представляют из себя целые вокзалы с залами ожидания. Вход на них осуществляется по Истанбулкарт, с неё сразу списывается цена проезда.
Стоимость проезда зависит от маршрута того или иного парома. Актуальное расписание и цены на них лучше всегда проверять перед поездкой на оф.сайте перевозчика, потому что эти данные меняются с завидной частотой. Также рекомендую установить их приложение «Sehir Hatlari» на телефон, оно очень помогает сориентироваться до какого причала и когда плыть, когда уже находишься в Стамбуле.
При этом сами маршруты паромов неизменны. Вот карта движения вапуров.
Для подробного рассмотрения можно нажать на неё (откроется в новом окне), либо скачать себе по этой ссылке.
Вапуры останавливаются на различных причалах вдоль берегов Босфора и Мраморного моря, включая основные порты на обеих сторонах города, а также на островах Принцев и прилегающих пригородах. Эти паромы имеют расписание, которое регулируется городской администрацией, и обычно ходят с определенными интервалами 30-60 минут в течение дня.
По утрам и вечерами паромы забиты местными жителями, которые едут с азиатской стороны на европейскую (где больше бизнес-центров и работы) и обратно. Так что туристам рекомендую избегать это время для поездок на вапурах. После 9 утра становится чуть спокойнее и уже можно занять неплохие места на верхней палубе для любования Босфором и просто отдыха.
Вапуры довольно вместительны и даже в обычное время перевозят в среднем 400-500 человек за раз. Мест на них вполне достаточно, чтобы не ехать в толкучке. Но обзорные места занимаются сразу.
В общем, вапуры в Стамбуле являются важным и непременным элементом городской жизни, обеспечивая массовую перевозку пассажиров между Европой и Азией и предоставляя уникальный опыт путешествия по воде в одном из самых прекрасных городов мира. В этом Стамбул в какой-то степени, конечно, уникален.
⛵ Частные яхты — аренда и прогулки по Босфору
Прогулки по Босфору на арендованной яхте дарит незабываемый опыт, позволяя насладиться красотой этого исторического пролива с необычного ракурса. Особенности и правила частных поездок по Босфору могут варьироваться в зависимости от условий аренды. Обычно капитан или экипаж яхты обеспечивают безопасность и комфорт пассажиров, но при аренде яхты стоит уточнить правила использования оборудования, ограничения по времени и маршруту, а также условия отмены и возможные дополнительные расходы. Эти моменты обязательно стоит обсудить ещё на берегу.
Чтобы арендовать яхту самостоятельно, можно подъехать на набережную Куручешме, где пришвартованы десятки яхт. Далее выбрать себе понравившуюся и договориться с капитаном об аренде на ближайшие даты (лучше подъехать хотя бы за день до планируемой поездки). Стоимость такой поездки в среднем составляет от 500€ за 2-4 часа морской прогулки. Либо более надёжным вариантом будет бронирование яхты заранее онлайн на Спутнике. В этом случае шире выбор дат, возможность оплатить российской картой и гарантии при отмене.
При аренде яхты для прогулок по Босфору обычно предлагается разнообразное меню еды и напитков, которое может включать закуски, основные блюда, десерты и ассортимент алкогольных и безалкогольных напитков. Меню, как правило, предварительно согласовывается в соответствии с предпочтениями и запросами клиентов, так что смело можете его обсудить при заказе яхты.
⛴️ Междугородние паромы
Основная функция паромов в Стамбуле — это обеспечение массового транспорта для местных жителей и туристов, путешествующих между различными районами города и прилегающими пригородами. Паромы предоставляют альтернативу другим видам транспорта, таким как мосты и туннели, и являются частью уникальной атмосферы Стамбула.
Не все паромы одинаково полезны туристам, прямо скажу, часть из них совершенно не нужна для туристических целей. Но вот чтобы скататься в Ялову к горячим источникам или в античную Бурсу, паромы подойдут идеально. Их расписание и стоимость можно увидеть на сайтах перевозчиков, вот основные из них (выбирайте удобного для себя по доступным маршрутам):
- Budo;
- IDO;
- Mavimarmara;
- Turyol.
Оплата обычно производится на борту парома наличными или в кассах, которые находятся в портах.
Целый современный морской порт на причале в районе Каракёй.
Таким образом, паромы в Стамбуле представляют собой не только средство передвижения, но и дарят часть уникального культурного опыта, позволяя туристам наслаждаться красотой и атмосферой города с воды и исследовать его разнообразные районы и ближайшие города.